Posted 12 марта 2006,, 21:00

Published 12 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Кричали женщины «ура»

Кричали женщины «ура»

12 марта 2006, 21:00
В Москве с гастролями побывал танцор индийского классического балета Панг Тходи Нарендран. Он считается уникальным носителем индийского танца с двухтысячелетней историей. Интерес к своим выступлениям Нарендран вызвал не только в индийской диаспоре и у представителей посольства, но и у москвичей. Точнее, москвичек. Тане

Нарендран – звезда не только индийского, но и мирового балета. Имеет собственные школы в Западной Европе, Азии, Африке, а судя по успеху своей программы в Москве, теперь обзаведется ими и в России. С сольной программой выступает во многих странах мира: автор классических и современных балетных проектов во Франции, Германии, Великобритании. Уже пять лет работает с труппой балета Мориса Бежара как постановщик-хореограф и исполнитель. Словом, фигура очень востребованная.

Нарендран – фигура необычная хотя бы тем, что преуспел он, прежде всего, в эротическом искусстве своей страны. А искусство это с глубокими корнями. В основе исполняемого им танца (он называется Бхаратанатьям) лежат сюжеты из эпических поэм Индии «Рамаяны» и «Махабхараты». Утверждают, что именно благодаря этому танцу в Индии тысячелетия назад органично существовал институт «священной и храмовой» проституции. Грань между служанками богов и танцующими куртизанками была весьма условной. При этом общественное положение храмовых проституток не являлось позорным. Более того, впоследствии многие из них прославились как выдающиеся танцовщицы и поэтессы. Во время колонизации Индии англичанами танец утратил свое ритуальное значение, а танцовщицы практически превратились в уличных проституток. Однако в последнее время негласное табу сменилось, напротив, желанием возродить традиции. Постепенно и мужчинам позволили исполнять этот балет. Соответственно, их главной публикой стали женщины. Впрочем, несмотря на очевидный эротический подтекст, Бхаратанатьям – хорошая школа для классического балета: наша великая балерина Анна Павлова отдала много сил изучению поз этого танца.

В зависимости от того, на кого из зрителей указывают знаки рук или лучи глаз, можно прочитать свою судьбу или почувствовать любовный прилив или силу эротического гипноза. Очень важно заранее правильно выбрать место в зале, чтобы попасть под воздействие мастера. Своеобразная невербальная передача чувственности на расстоянии. Самый сильный экстаз испытывают зрительницы в зале, когда танцор поворачивается спиной.

Cкорость танцора настолько велика, что ее сравнивают с полетом крикетного мяча. Быстрота движений доходит до 140 км в час. Часто не известно, какие элементы балета Бхаратанатьям выберет танцор для выступления. Программа заранее не объявляется. Но считается, что исполнятся два заветных любовных желания, если попадешь на «змеиный танец» и ритуальный танец с кувшинами и светильниками с музыкальным оформлением на глиняных горшках.

Не удивительно, что и московским выступлением заинтересовались в основном женщины, причем многие шли на балет в тайне от своих мужей (парами на эти представления вообще мало кто ходит). Молодые девушки – очевидно, студентки хореографических училищ в основном изучали здесь уникальную технику танца, а зрелые женщины в возрасте стремились «утонуть» в страстном танце (хотя Москва и без индийских танцоров – город далеко не пуританский). Многие после представления забрасывали заезжую знаменитость цветами, некоторые выходили из зала с заметно покрасневшими лицами. Немудрено, что долгие годы Бхаратанатьям был под негласным запретом, да и сейчас индийские власти не слишком ему покровительствуют. А в Москве индийская звезда появится еще не раз.

"