Posted 11 ноября 2003,, 21:00

Published 11 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Светлана Светличная

Светлана Светличная

11 ноября 2003, 21:00
«Я вернулась»

Одна из самых популярных советских актрис Светлана Светличная –коварная обольстительница из «Бриллиантовой руки», кроткая Габи из «Семнадцати мгновений весны» – после 10-летнего перерыва снялась в кино. Она сыграет одну из ролей в фильме Ренаты Литвиновой «Богиня». Роль не главная, но Светличная называет себя королевой эпизода и считает, что новая работа вернула ей желание жить и работать. Об этом и многом другом актриса рассказала «Новым Известиям».

– Светлана Афанасьевна, трудно было возвращаться?

– Я была в забвении десяток лет, и на площадке я почувствовала, что Рената возрождает меня и как актрису, и как женщину. Потому что быть актрисой и не работать – это очень тяжело. Я бесконечно благодарна Ренате за то, что она меня позвала. Конечно, на съемках пришлось понервничать: мне было настолько интересно, что казалось, этот интерес захлестывает меня всю. Рената – очень творческий человек, очень тонкий, она чувствовала все, что ощущала я. И мне это было очень нужно.

– Я обратила внимание, что на площадке она обращалась к вам ласково: «моя кисонька», «моя рыбонька», «моя красавица»…

– Она меня очень поддерживала. Всем вокруг говорила, что я красавица. Сама таких слов я бы говорить не стала. Я ведь никогда не считала себя красавицей. Просто женственность во мне была с рождения. И это качество всегда отличало меня от многих женщин и актрис. А тот облик, который мне придумали прежние режиссеры, казался очень необычным для меня, я к нему долго привыкала.

– Содержание сценария держится в строгом секрете, но я знаю, что ваш образ связан с мистикой. Мать – призрак, который приходит дочери во снах.

– Да. Сначала мне казалось, что раз я – сон, то это должно быть что-то рапидное (замедленное изображение. – Ред.), замутненное, в тумане, что я буду так разгребать руками мглу (показывает) и появляться оттуда. Но потом я поняла, что сон и жизнь – это одно и то же. Это особенно ощущается в двадцать первом веке. Если бы вы у меня брали интервью лет двадцать назад, этой темы могло и не возникнуть. А сегодня реальность и нереальность сопровождают каждого человека. Это может быть связано с трагедией, радостью, восхищением, забвением. Я сама через все это прошла. Убеждена, что телесный уход человека – это не гибель, не смерть. Я это знаю. И я думаю, что теперь я вернусь, вернусь в своем желании работать в кино.

– Вы хотите сказать, что это желание у вас совсем пропало?

– Да, пропало. Потому что меня никто не приглашал из нормальных режиссеров, хотя бы среднего уровня. А то, что сейчас идет потоком, – все эти телесериалы – меня не интересует. Я все же забочусь о том, что у меня уже есть, я не хочу это перечеркивать. Когда я давала раньше интервью, я сама о себе говорила, что я королева эпизодов. Это не просто слова. Все мои эпизоды действительно сделаны на высочайшем уроне. И Габи в «Мгновениях», и роль в «Место встречи изменить нельзя»… Тот же «Отец Сергий» – там в титрах даже нет моей фамилии, но есть образ, который невозможно не запомнить. Наверное, в этом мое отличие от коллег: я люблю играть эпизоды.

– Почему?

– Потому что я знаю: если меня приглашают на эпизод, мешать мне никто не будет. Я буду хозяйкой. Когда же вы играете главную роль, то все вмешиваются, кому надо и кому не надо. А так как иерархия на площадке должна соблюдаться, актер вынужден подчиняться. А я в принципе не люблю подчиняться. Я – женщина. Этим все сказано.

– В этой картине вы сыграли маму героини Литвиновой. Как Рената разрабатывала с вами этот образ? Наверняка говорила: «Вы должны быть похожи на меня?»

– Я сама видела, что у нас есть точки соприкосновения: и духовные, и физические. Правда, я меньше ростом и намного старше. Наверное, было много претенденток (одной из основных кандидатур на роль матери была Кира Муратова. – Ред.), но Рената сама поняла, что мама должна быть похожа. И это ощущение сходства, причем не только внешнего, многое на экране объясняет... но сюжет я рассказывать не буду. А к моему образу мы пришли вместе и с Ренатой, и с гримерами, и с художниками по костюмам.

– Говорят, вы снимались в личном платье Ренаты. Чем был продиктован такой выбор костюма?

– Варианты костюмов были очень разные: я пробовала надевать и короткое платье, примеряла платья и черное, и зеленое, и белое. Потом остановились на ярко-красном – Ренатином. Можно было, конечно, купить платье и шикарнее этого, но мы пришли к выводу, что демонстрация мод тут неуместна. К тому же это платье я полюбила. Но когда мне понравился один вариант, Рената сказала: «Нет. Это из другой картины». И она была права.

– Светлана Афанасьевна, и все же, не страшно ли было вам выйти снова на съемочную площадку?

– Боязнь, конечно, была, потому что образ, который я сыграла, оказался очень сложен для меня. Я даже знаю, когда Рената боялась, что я не соглашусь. То, что есть в сценарии, этот образ очень трудно... осязать. Но у меня очень хорошо развита интуиция. И я интуитивно согласилась на это предложение, я почувствовала эту роль. Четырежды прочла сценарий от начала до конца, и все время возникали какие-то новые решения. Для каждого эпизода у меня было по три варианта – как это сыграть. Но когда включали камеру, Рената стала давать какие-то маленькие подсказки, за которыми и возникало то, что нужно. По большому счету я очень рада, что у меня оказалась такая замечательная партнерша и что снялась у молодого, красивого, начинающего режиссера.



Справка «НИ»

Светлана СВЕТЛИЧНАЯ родилась 15 мая 1940 года в Ленинакане (Армения). Училась во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма). С 1963 года, после окончания института, работала в Театре-студии киноактера. Дебют в кино состоялся в 1960 году – фильм Михаила Калика «Колыбельная». В числе ее первых работ – роли в лентах Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» и Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», в комедии Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха». Но широкая популярность пришла к актрисе после роли в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Актрису стали тогда называть секс-символом Советского Союза. Впоследствии Светличная снималась не очень часто и в основном в ролях второго плана. Участие в таких фильмах, как «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, укрепило за ней славу не только красивой, но и талантливой актрисы. В 1974 году Светличной присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. С 1994 года в кино она не снималась.

"