Posted 11 августа 2019,, 14:04

Published 11 августа 2019,, 14:04

Modified 7 марта, 15:47

Updated 7 марта, 15:47

«Жёлтый звук»: арт-проект «Царицыно», посвящённый Шнитке

«Жёлтый звук»: арт-проект «Царицыно», посвящённый Шнитке

11 августа 2019, 14:04
Художники перевели музыку авангардиста Шнитке на язык пластических искусств.

Выставка начинается на улице. Этот арт-объект можно трогать ‒ он создан специально для этого. Инсталляция, по задумке ее автора Сергея Якунина, соединяет ландшафт и величие музыки, авангардной. А чтобы запела эта флейта, в ней должны поселиться птицы.

Проект «Желтый звук» ‒ о музыке и возможности визуализировать звук. 58 художников около года думали над тем, как же звук превратить в вещь осязаемую. Результат ‒ огромное пространство, где собраны портреты и инсталляции, партитуры и фантастические музыкальные инструменты. Этот называется «Колокола», но извлечь из них можно только тишину, придумал художник Василий Власов. Еще один его объект ‒ уже со звуком. Под десятком флейт ‒ две колонки, одновременно звучат две композиции Альфреда Шнитке.

«Я выбирал, послушал штук 30 разных. Выбрал, и вдруг они здесь слились, получилась почти что новая мелодия, которую Шнитке не слышал», ‒ говорит куратор, художник Василий Власов.

Шнитке на этой выставке ‒ главный герой, в ноябре исполнится 85 лет со дня его рождения. Однако здесь композитор ‒ как бы в дуэте с художником Василием Кандинским, который увлекался и музыкой, и поэзией. 110 лет назад Кандинский написал либретто к сценической композиции «Желтый звук», где должны были соединиться цвет, пластика, мелодия. Несколько человек писали музыку к «Желтому звуку», но известным стало только сочинение Шнитке. Правда, современные художники эксперименты продолжают. «Это и был "Желтый звук". То есть он как бы по цвету и по гармонии своей, по своей синтетике он именно так звучит, на мой авторский взгляд», ‒ объяснил художник Валерий Корчагин.

Большинство работ создано специально для этого проекта. Основная идея ‒ синтез искусств, который был так популярен в начале XX века. Здесь, в попытках визуализировать звук, получилось много нестандартных вещей. «Здесь пять барабанов, два колокольчика, труба и шесть струн. Вот такие барабаны, которые могут стучать. Колокольчики, которые могут звенеть», ‒ показывает художник, куратор выставки Михаил Погарский.

Наталья Ситникова к визуализации подошла со всей серьёзностью. У нее звук в прямом смысле осязаем, его олицетворяет эта конструкция, как бы оммаж Кандинскому. Но это ‒ финал визуализации, вначале звук был краской на холсте.

«Перенос звука и вибрации звука в цвет и обратно ‒ он, наверное, для художника, для живописца очень такой напрашивающийся ход. И, естественно, дальше мне уже захотелось сделать следующий шаг ‒ уже с выходом этого звука из цвета в конструкцию, звучание такое пространственно-визуальное», ‒ пояснила художник Наталья Ситникова.

В этом пространстве все-таки будет звучать настоящая музыка. Выставка продлится до середины ноября. В планах ‒ концерты, в программе ‒ сочинения Шнитке.

"