Posted 9 октября 2003,, 20:00

Published 9 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

«Зарница» по-японски

«Зарница» по-японски

9 октября 2003, 20:00
Посольство Японии в Москве ежегодно устраивает фестиваль японского кино, чтобы развеять миф о том, что Япония – это только самураи, суши и икебана. Япония многогранна. И вовсе не так жестока, как мы думаем о ней, просматривая фильмы известных японских режиссеров. Но если говорить о «Королевской битве», то это действите

Во время съемок первой «Королевской битвы» врачи подписали режиссеру Кенджи Фукасаку смертный приговор – у него обнаружили рак простаты. Но 73-летний классик японского кино, который снял к тому моменту уже 60 картин, именно «Королевскую битву» считал главным делом своей жизни и планировал снять продолжение. Когда на съемках второй «Битвы» состояние режиссера ухудшилось, он прошел курс какой-то чудовищной химиотерапии, чтобы выиграть время и окончить картину. Но выиграл Фукасаку лишь несколько дней. Он умер в январе этого года, успев отснять совсем немного сцен. Доделывал «Битву» его сын – Кента.

Итак, как вы помните из первого фильма, «Королевская битва» – это игра на выживание. Учеников выпускного класса школы похищают во время каникулярной поездки в автобусе, запирают на острове, надевают им самовзрывающиеся ошейники, дают в руки оружие и приказывают – «Убей, или умри сам». При попытке к бегству или другом нарушении строгих правил игры – ошейник взорвется. В «Битве-2» для быстрейшего уничтожения деток их разбивают на пары – мальчик-девочка. Если убили одного – второй взрывается автоматически.

Кента Фукасаку (он же продюсер) дал волю своему режиссерскому воображению. Одна из первых сцен его «Битвы» – почти буквально воспроизводит кадры высадки десанта в Нормандии из фильма «Спасти рядового Райана». И в остальном японский фильм не чужд голливудской гигантомании. Если в первой серии воевали девочки в белых гольфиках, то во второй подростки экипированы уже как бойцы регулярной армии, и бороться им теперь приходится не друг с другом, а с некоей террористической организацией Wild seven («Дикая семерка»), которую возглавляет юноша, выживший в мясорубке первой «Королевской битвы». После кровавой игры он побывал в Афганистане, понял, что такое настоящая война, и теперь взрывает дома в сытом буржуазном Токио. Его цель по- детски наивна – уничтожить всех взрослых за то, что именно они развязывают бойни и отравляют детям счастливое детство. Идея, согласитесь, весьма утопическая. Американские прокатчики, кстати, так и не купили японские «Битвы»: первую – потому что в момент ее выхода в Штатах случилась очередная школьная перестрелка, почему не взяли вторую – догадайтесь сами. Первый фильм был кровавой и жуткой метафорой, своего рода игрой в «что если?» «Королевская битва-2», хоть и фантастика, но ее герои в комуфляже имеют вполне реальные прототипы – по данным ЮНИСЕФ, в войнах по всему миру ежегодно участвуют около 300 тысяч детей-солдат.

Несмотря на всю серьезность ситуации на экране кинозала, зрители, глядя на разлетающиеся мозги очередной парочки школьников, начинают смеяться, а на отчаянный крик бойца: «У меня кончились патроны», вздыхают – «Наконец-то». И происходит это совсем не от бездушия публики. Просто Кента Фукасаку, сценарист и продюсер обеих «Битв», оказался не лучшим режиссером. Несмотря на обилие эффектных моментов, два с половиной часа «Королевской битвы-2» – зрелище скучное и бессмысленное, если не сказать – бредовое. Характерный пример неудачного сиквела выдающегося фильма. Но, посмотрев его, японские школьники, наверное, никогда больше не станут спать в автобусах, чтобы у очередных любителей жестоких игр не нашлось возможности застигнуть их врасплох, похитить и закинуть на злополучный остров поиграть в японскую «Зарницу» на выживание.



"