Posted 9 сентября 2003,, 20:00

Published 9 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Непрощенная

Непрощенная

9 сентября 2003, 20:00
Вчера на 102-м году ушла из жизни Лени Рифеншталь

Умерла одна из самых известных женщин мира. Режиссер, увлекшая идеями фашизма миллионы людей и снявшая 2 фильма о Гитлере, которые стали ее проклятием. Она несла этот крест всю свою жизнь. Жизнь, которая сама по себе – блестящий материал для экранизации.

Когда два года назад Хелена Берта Амалия Рифеншталь приехала в Санкт-Петербург на фестиваль «Послание к человеку», ветераны войны и петербургские общественники пикетировали здание Дома кино, а власти города запретили ее ретроспективу в городских кинотеатрах. Лени Рифеншталь умерла не прощенной многими – не прощенной «за пособничество фашизму». Вся ее жизнь после войны – сплошное оправдание за два фильма, снятые для Третьего рейха. «Триумф воли» и «Олимпия» стали вехами в истории кино и ее персональным проклятием.

И все же судьба подарила Лени Рифеншталь невероятное везение – она покорила все горы, какие встретила на своем пути. Кстати, именно в горах она снялась в своем первом фильме. В свои двадцать с небольшим она прослыла самой красивой и самой отважной актрисой немецкого кино. Лени работала без дублеров, бросалась в снежную лавину и ходила босиком в 30-градусный мороз. Когда ей надоели роли романтических скалолазок (а в то время в Германии были в моде «горные фильмы»), она стала покорять вершины с камерой на плече.

Рифеншталь восхищалась вся Германия, и Адольф Гитлер был в числе ее поклонников. Поэтому, когда молодой режиссер, случайно увидев выступление фюрера, написала ему восторженное письмо, тот немедленно предложил ей сотрудничество. «Триумф воли», на производство которого Гитлер не поскупился, увлек идеями фашизма огромное количество людей. Несмотря на то, что кадры фашистских маршей стали хрестоматийными, публичный показ полной версии фильма запрещен до сих пор. «Олимпия» же (фильм посвящен Олимпийским играм 1936 года) разобрана на цитаты и до сих пор считается одним из лучших произведений мирового кино.

Большинство из тех, кто посылал проклятия в спину Рифеншталь, а теперь станет оскорблять ее память, вряд ли назовет хоть еще один ее фильм. Но уже во время войны она отошла от пропагандистского кино, отказалась снимать репортажи о карательных операциях. Она экранизировала оперу, съездила в Судан, где сделала отличный фоторепортаж о туземцах, снялась в нескольких фильмах. Но как только она бралась за камеру, на нее обрушивались обвинения в тоталитарной идеологии.

После трех лет концлагеря обвинения с нее были сняты, она бралась еще за несколько проектов, но ни один не смогла закончить. После 60 лет работала только с фотокамерой и увлекалась подводным плаванием. В день своего столетия Рифеншталь устроила премьеру свого нового фильма «Подводный мир», который она снимала под водой последние 30 лет жизни.

Ее биография – блестящий материал для экранизации. (Кстати, уже сейчас фильмов о Рифеншталь гораздо больше, чем ее режиссерских работ). Планы снять биографический фильм о великой женщине уже давно вынашивает актриса Джоди Фостер, и даже Мадонна. Если такой фильм когда-нибудь появится, он обязательно получит «Оскара», но вопрос «В чем моя вина?», который Рифеншталь задавала себе всю жизнь, так и останется без ответа.

"