Posted 9 февраля 2005,, 21:00

Published 9 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Москва без москвичей

Москва без москвичей

9 февраля 2005, 21:00
Вчера на территории комплекса «Москва-Сити» была начата закладка фундамента самого высокого небоскреба Европы. Через год здесь будет выситься здание высотой в 440 метров. Пока столичная мэрия празднует очередную победу, иностранные архитекторы предсказывают Москве апокалипсис. Если срочно не изменить ситуацию, российс

Не нужно проводить какие-то исследования и опросы, чтобы понять – Москва дико перенаселенный город. Он задыхается от тесноты и неорганизованности. И с каждым годом это положение только усугубляется. Стоит просто спуститься в метро. Даже в рабочие часы, когда большая часть граждан, по идее, должна трудиться в офисах и на предприятиях, на всех ветках в вагонах не протолкнуться. Та же ситуация на автомобильных дорогах: любимая тема всех московских водителей, независимо от ранга, – «пробки, и как их избежать» (что сделать практически невозможно).

То, что интуитивно понимает каждый горожанин, оказавшийся один на один с кипящим столичным котлом, почти не видят или не хотят видеть московские власти. Передел недвижимости в центре идет по пути наименьшего сопротивления: главное дом поставить, а там хоть трава не расти. Ни нормальных магазинов, ни скверов, ни тротуаров (те, что имеются, давно оккупированы машинами). Короче говоря, в Москве не учитывается элементарная инфраструктура. Так, по мнению директора Института искусствознания Алексея Комеча, «мало того, что в Москве с каждым днем утрачивается историческая среда, здесь пропадает архитектурное чувство ансамбля – новостройки расталкивают друг друга локтями, застройщики не заботятся о высотности, и посреди заповедного двора может возникнуть бессмысленный бетонный монолит». В этой оценке краеведы сходятся с современными архитекторами: центр столицы растет вверх и вниз – под землю, но организованней он не становится.

На этом фоне блекнут главные «достижения» строительного комплекса, выражающиеся в квадратных метрах застройки. Так, 9 февраля на территории комплекса «Москва-Сити» произошла закладка самого высокого здания Европы – небоскреба в 340 метров (со шпилем – 440 метров). В январе, по данным департамента строительства, в городе сдано 600 тысяч новых площадей. Но в то же самое время, по признанию главного архитектора Александра Кузьмина, приостановлены работы по возведению четвертого транспортного кольца, не будет реконструирована зона вокруг Рижского вокзала.

Правду сказать, московские чиновники и сами уловили, что при таких темпах строительства и уплотнения центра инфраструктура города просто не выдерживает. Центр перегружен машинами, которые вытеснили людей. Теперь на каждом заседании правительства, словно мантры, повторяются слова Юрия Лужкова о насущной необходимости подземных гаражей. Почти все шумные «реконструкции» вокруг Кремля (а по сути дела сносы) – гостиница «Москва», Военторг, «Интурист» – оправдывались тем, что под новыми зданиями должны возникнуть многоуровневые стоянки. Но, как показывает практика, эти элитные стоянки под элитными гостиницами для VIP-персон ситуацию не разрешают.

Самый показательный пример отношения к инфраструктуре – аэропорт «Шереметьево». Этот аэропорт, по сути, – ворота страны, и первое впечатление, которое получает от России иностранец, связано как раз с «Шереметьево». И что мы здесь имеем? Огромный, плохо сконструированный ангар, где на выходе постоянная давка встречающих и приезжающих. Добраться до аэропорта можно исключительно на такси, грязных маршрутках, куда не помещаются чемоданы, или на частниках, берущих втридорога. В результате и без того перегруженное Ленинградское шоссе становится просто непроходимым, а сам аэропорт признан одним из худших в мире.

Сравнение города с задыхающимся шоссе и хаотичным вокзалом все чаще используют западные архитекторы, приезжающие в Москву. И, как ни странно, именно от западного архитектора обозреватель «НИ» услышал сакраментальную фразу: «В советские времена мыслили системно. Планировали структуру района. Хорошие были времена». Сказал это не кто иной, как знаменитый голландский архитектор Эрик ван Эгераат, автор небоскребов в «Москва-Сити», завершающий в Москве все согласования по своему новому проекту «Русский авангард».

Эрик ван Эгераат признался, что был по-настоящему потрясен московским отношением к городской среде. Его проект, который был создан специально для района около Дома художника, предлагали переместить в другое место, куда-нибудь на окраину: мол, не все ли равно где стоять шести небоскребам? Но даже когда место было согласовано, строителей не интересовали ни подъездные пути, ни парковая зона, ни удобство пешеходных путей. «Здесь все думают о домах, но никто не думает о структуре. В конце концов, получается, что никто не думает о качестве архитектуры», – возмущался мистер Эгераат. По мысли архитектора, Москва повторяет ошибку Нью-Йорка 60-х годов. Тогда вместе с офисным бумом Манхэттен практически обезлюдел – более-менее состоятельные горожане просто покинули тесный центр и предпочли жить в пригородах. В результате лопнули многие инвестиции в строительство. Лишь когда мэрия озаботилась реальными проблемами жителей, а не квадратными площадями, жизнь центра Нью-Йорка наладилась.

Пока цены на жилье в Москве растут быстрее, чем во всех столицах мира, как-то странно думать о кризисе. Но он не так уж далек. «Я не представляю, кто будет покупать квартиры, например, на шестнадцатом этаже моего комплекса, если будет знать, что внизу его ждет хаос и безобразие, – говорит Эгераат о московских перспективах. – Надо, наконец, задуматься о базисных вещах, об основах и фундаментах жизни в городе».

"