Posted 7 сентября 2005,, 20:00

Published 7 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Перековка золота

Перековка золота

7 сентября 2005, 20:00
В сезоне 2005–2006 на музейно-выставочной сцене столицы появится явный лидер. Третьяковская галерея намерена широко отметить свое 150-летие пятеркой громких проектов. Остальные музеи и выставочные залы также попытаются не отстать. Тем более что у них появился опасный конкурент: коммерческие и независимые выставки уводя

Буквально полгода назад празднование юбилея Третьяковки представлялось событием планетарного масштаба. Лично президент взял под свой контроль осуществление праздничной программы, а правительство обещало дать средства, которые покроют не только десяток выставок, но и строительство новых корпусов. Недавно со всеми этими перспективами «нью-васюковских торжеств» пришлось проститься: денег получено слишком мало даже для выставок, а спонсоры не спешат делать инвестиции в московские экспозиции (им куда интересней оплачивать зарубежные, выездные проекты).

Так или иначе, самыми громкими гастролями сезона окажется приезд в Третьяковку (на Крымский Вал) выставки из парижского музея Орсэ, всемирно известного своей коллекцией импрессионистов. Это все, что удалось привезти в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею». Орсэ доехал только потому, что Москва вывезла в Париж шедевры начала ХХ века. Взамен мы получаем первые имена французского искусства: Мане (его знаменитый «Балкон»), Ватто, Дега, Ренуар. Сразу по окончании французского десанта настанет очередь отечественных гениев: в Инженерном корпусе галерея планирует развернуть персональную выставку Александра Иванова, чье «Явление Христа народу» давно стало мировым хитом. Пришло время оценить художника во всем разнообразии.

Среди ближайших планов хранительницы русского искусства – открытие экспозиции, посвященной династии крепостных художников Аргуновых, служивших графу Шереметеву и основавших традиции русского портрета XVIII века. Буквально через неделю в Третьяковку прибудет американская передвижная выставка, посвященная основателю поп-арта Энди Уорхолу. Конечно, было бы приятно приписать ее устройство музею, но роль государственного учреждения в этом случае минимальна – выставка создана на коммерческие деньги.

И тут возникает главная интрига сезона: зачастую московские музеи выступают просто площадками для громких независимых проектов. Так, например, Исторический музей примет в декабре испанскую выставку «Золотые дети. Четыре века детского европейского портрета». Правда, музей немедленно отвечает собственным золотом: он обещает открыть большой раздел сокровищ, хранящихся в золотой кладовой «Металл богов и царь металлов».

На фоне соперничества музеев, которые занимаются русским искусством, Пушкинский музей в этом сезоне выглядит довольно блекло и до сих пор его планы не ясны. Известно лишь, что хитовая выставка ГМИИ откроется, как обычно, к «Декабрьским вечерам». Однако ее тема «Скрипка Энгра: второе призвание» пока не предвещает особых шедевров: дело в том, что в экспозиции представят произведения изобразительного творчества гениев в других видах искусства (музыкантов, писателей, поэтов, режиссеров).

Помимо чисто музейных проектов, ожидается немало интересного на выставочных площадках. Так, ангар Центрального Манежа в конце сентября заполнится шикарным антиквариатом со всех концов Европы на «Международном салоне изящных искусств» – событие для Москвы беспрецедентное: здесь будут и Шагал, и Уорхол, и средневековые гобелены, и ее масса раритетов, на которые, как выясняется, у наших любителей искусств появились деньги. Вслед за антикварами Манеж обещает занять Зураб Церетели. Этому мастеру явно тесно в его четырех музеях, и он нас, без сомнения, порадует и в следующем году.

"