Posted 6 сентября 2005,, 20:00

Published 6 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Кукольная коррида

Кукольная коррида

6 сентября 2005, 20:00
Испанские кукольные театры – редкие гости в России. А вот русские кукольники навещают Испанию весьма часто. Недаром за страной коррид, футболов и соборов утвердился титул кукольной Мекки. Театр «Либелула», один из самых известных коллективов Испании, в Россию приехал впервые. И сразу всех удивил.

Несколько лет назад испанское правительство пришло к выводу, что дети испанских сел оказываются обделенными в сфере культуры. Речь шла не о телевидении, которое им доступно наравне с их городскими сверстниками. Но о «живой культуре» театра. И тогда была создана специальная программа по поощрению театральных коллективов из разных стран, которые могли бы гастролировать по городам, городкам, пригородам и селам Испании. Рекомендацией служили отзывы коллег. И скоро испанские маршруты вошли в карты поездок ведущих кукольных коллективов мира. Так, шесть раз награжденный «Золотой маской» семейный кукольный театр «Тень» несколько лет подряд уезжал на такие «кочевые гастроли» по Испании. Приезжают в Испанию кукольники также и на ежегодный фестиваль в Сеговию. Его проводит кукольный театр «Либелула», существующий уже тридцать лет и культивирующий как традиционный «петрушечий театр», так и теневой театр кукол.

В Москве испанские кукольники, приехавшие по приглашению Института Сервантеса, показали теневой спектакль «Паладин во Франции», созданный по пьесе Эммануэде Луццати. А также «на закуску» повеселили зрителей традиционной сценкой кукольной корриды.

Написанная для взрослых, пьеса Луццати оказалась идеальным сценарием для театра теней. Приключения, битвы, морские сражения, драконы, волшебники, двор султана, куда предатель с выразительным именем – Гаддо – привезет похищенную красавицу, наконец, идеальный рыцарь Рейнальдо и помогающий ему добрый волшебник Урлуберлу (само имя звучит как заклинание). Испанские кукольники смешали технику черно-белого и цветного теневого театра. Очень красиво смотрится сцена, в которой белые корабли Рейнальдо и его дружины сражаются с огромным зеленым морским змеем. Мастера-кукольники добавили в спектакль сцену, сделанную проекциями волшебных фонарей (разрисованные крутящиеся фонарики создали мир красочной, ежесекундно меняющийся битвы). Наконец, смешали мир рисованных человечков и объемных кукол. Пожалуй, самые эффектные сцены, это когда зрители видят, как выныривает теневой человечек, а на поверхности появляется его объемная фигура. В финале на экране-ширме появляются руки кукольников, радостно подбрасывающих своего героя-победителя.

А уже на выходе испанские кукольники показали «петрушечью сцену» корриды. Тростевые матадор и пикадор сражаются с черным ленивым быком, и то теснят его, то бегут от острых рогов. А зрители подбадривают участников криками «Оле»! По самому скромному подсчету этой кукольной сценке как минимум несколько сотен лет. И можно быть уверенным, что при любом развитии техники, при появлении сотни новых технологий «кукольная коррида» выживет и останется такой же беспечной, безжалостной и уморительно смешной.

"