Posted 3 апреля 2011,, 20:00

Published 3 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Танцевальный марафон

Танцевальный марафон

3 апреля 2011, 20:00
В любимом фильме «Золушка» 1947 года незабываемый Эраст Гарин в самый драматический момент всплескивает руками: «Что же делать?!» На что королевский танцмейстер отвечает не задумываясь: «Танцевать!» Похожий диалог, видимо, происходил в момент формирования программы Чеховского фестиваля лета 2011 года (в этом году он пр

Ставший своего рода «талисманом» Чеховского фестиваля Робер Лепаж в этот раз привезет в Москву необычный спектакль – «Эоннагата» (совместная постановка трех театров: канадского «Ex Machina» и британских «Сэдлерс Уэллс» и «Sylvie Guillem»).

Шевалье д’Эон стоит особняком среди дерзких авантюристов (вроде Калиостро или графа Сен-Жермена) блистательного XVIII века («век коронованной интриги, век проходимцев, век плаща»). Королевский шпион Людовика XV, он с успехом подвизался при русском дворе Елизаветы, куда прибыл в женском платье и был даже включен в число приближенных фрейлин императрицы. Потом, уже в мужском обличье, сражался в драгунском полку, был прикомандирован с секретной миссией к французскому посольству в Лондоне. Умер в возрасте 81 года, нося имя девицы де Бомон, однако осматривавший ее тело доктор написал следующий акт: «Настоящим подтверждаю, что осмотрел и вскрыл труп шевалье д’Эона и при этом обнаружил на его теле мужские гениталии, прекрасно развитые во всех отношениях».

Понятно, что фигура шевалье обязана была заинтересовать Робера Лепажа, обожающего мелодраматические и авантюрные истории, которые сочиняет сама жизнь. В балетной постановке «Эоннагата» заняты помимо самого Робера Лепажа известные британские танцовщики – Сильви Гиллем и Рассел Малифан. При этом спектакль «Эоннагата» вернул исконный смысл затрепанному определению «экспериментальная постановка». И можно смело сказать, что такими мы ни Лепажа, ни Гиллем, ни Малифана еще не видели.

Собрав самую разную музыку – от японских барабанов до Баха, – трое культовых исполнителей постарались рассказать, станцевать и осмыслить не только биографический путь шевалье д’Эона, но и историю метаморфоз его души. Самый красивый эпизод этого зрелищного спектакля – сцена, где мужская тень Рассела Малифана незаметно в танцевальных па сменяется женственными изгибами Сильви Гиллем. Образ д’Эона последовательно примеряют все трое исполнителей. В разных вариациях повторяется танец, когда партнер и партнерша неожиданно меняются местами, и уже непонятно, кто кого ведет, кто танцует мужскую партию, а кто – женскую.

Второй традиционный хедлайнер Чеховского фестиваля – английский хореограф Мэтью Боурн привезет свой балет «Золушка» (компания New Adventures, Великобритания). Ранее Боурн уже привозил в Москву свои провокативные балеты «Лебединое озеро» и «Портрет Дориана Грея». Переосмысливая классический балет Прокофьева, Мэтью Боурн перенес действие в военный Лондон 1940 года и посвятил спектакль 70-летию первой фашистской бомбардировки британской столицы. Действие стилизовано под кинематограф эпохи 1940-х, и весь спектакль пропитан ностальгией. В своих предпремьерных интервью Боурн объяснял, что для него было очень важно, что Прокофьев писал свой сказочный балет во время войны. В то самое время, когда на Лондон, где жили бабушка и дедушка хореографа, падали бомбы. Сама «Золушка» стала в спектакле настоящим «дитем улиц», а ее возлюбленный надел форму королевских ВВС (понятно, что разлучает их не бой курантов в бальном зале, а сигнал боевой тревоги).

На Чеховском фестивале в этом году отдельное место занимает программа трех одноактных балетов великого американского хореографа и танцовщика Мерса Каннингема. Созданная им в 1953 году труппа «Мерс Каннингем данс компани» сохранила стиль, выработанный ее основателем. Балет «Xover» поставлен на музыку композитора-реформатора Джона Кейджа, а в спектакле «Тропический лес» использовано оформление Энди Уорхола, основателя поп-арта. Это будет первый приезд балетов Каннингема в Россию и, возможно, последний. Согласно завещанию мастера, скончавшегося летом 2009 года, его труппа должна отправиться в двухгодичную гастрольную поездку, так называемое «Турне наследия», а затем прекратить свое существование.

Еще одним новым персонажем для фестиваля и Москвы станет итальянский режиссер Ромео Кастелуччи со спектаклем «Черная вуаль священника» по рассказу Натаниэля Готорна (театр «Общество Рафаэля Санцио», Италия). Постоянный участник всех европейских фестивалей Ромео Кастелуччи как никто другой умеет расколоть зрительный зал. И признается, что «неприятие его спектаклей часто стимулирует его не хуже, чем одобрение».

Привычными героями Чеховского фестиваля, его опорными столпами давно стали постановки англичанина Деклана Доннеллана и спектакли французского кукольника Филиппа Жанти.

В этот раз Доннеллан покажет свой российский проект – «Бурю» Шекспира, – в котором заняты Михаил Жигалов, Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Александр Леньков.

А Филипп Жанти привезет свою недавнюю премьеру «Неподвижные пассажиры», где, как обычно, синтезированы элементы драмы, пантомимы и вокала. Режиссер здесь исследует потусторонний мир грез и фантазий, рассказывая историю шести персонажей, пустившихся в одиссею сквозь время и пространство. Они пересекают границы видимого мира, превращаясь из людей в чувства и состояния.

В обширной программе Чеховского фестиваля каждый может подыскать что-то близкое лично ему, а мы постарались прочертить пунктир постановок, которые нельзя пропустить.

"