Posted 3 октября 2019,, 19:01

Published 3 октября 2019,, 19:01

Modified 7 марта, 15:34

Updated 7 марта, 15:34

«Широко закрытые глаза»: 20 лет на пути в Россию

«Широко закрытые глаза»: 20 лет на пути в Россию

3 октября 2019, 19:01
Не прошло и двадцати лет, как мы решились: причем, как ни смешно, именно сегодня, когда в России вовсю свирепствует цензура и на экране порой даже сигарету во рту не увидишь, не говоря уже о чем-нибудь другом (извините).

Диляра Тасбулатова

Тем не менее российская компания «ИНОекино» сделала шаг навстречу – и киноманам, и фанам Кубрика, и так называемым простым зрителям, которые, может, о Кубрике ни сном ни духом. Вот и хорошо, пусть просвещаются: я, может, тоже оторвусь от компьютера и сбегаю посмотреть на большом экране – кстати, во второй раз. Отмечу, так сказать, юбилей фильма: премьеру, хвастаюсь, видела в Венеции, в 1999-м, куда приехала в первый раз в своей бедной на события жизни, и обалдела от всего – города, фестиваля и, конечно, фильма Кубрика.

Кубрик уже к тому времени умер (за 4 дня до сдачи картины), и в Венецию, представлять фильм, приехали Том Круз и Николь Кидман, сверхзвезды, приглашенные на главные роли не просто так, а чтобы срубить кассу. И кассу, правы были продюсеры, Кубрик таки срубил – при сметной стоимости фильма в 65 миллионов картина собрала 162: таким образом «Широко закрытые глаза» стал его самым успешным коммерческим проектом.

Во время фестиваля в Венеции - я даже их видела вдвоем под ручку - Кидман, по своей природе очень чувствительная (говорят, после каждой сложной роли она чуть ли не в психушке отлеживается), была сама не своя: отношения с Крузом, как, собственно, это было и в фильме, дали трещину, предстоял развод. Злые языки утверждают, что вина за этот разрыв, широко обсуждаемый в прессе, их лет пять, наверно, полоскали таблоиды, - целиком лежит на Кубрике, специально спровоцировавшем сложности между ними. Как, опять-таки, говорят - ради вящей убедительности в кадре. Похоже на то: никогда не щадивший ни самого себя, ни актеров, ни персонал, Кубрик, этот безумный перфекционист, вполне мог проделать такое – причем, возможно, подсознательно.

Поэтому игра Круз и Кидман именно в этой картине почти совершенна: и хотя интеллектуалы всегда третировали Круза, как актера недалекого, хотя и техничного, - здесь он явно на своем месте. Возможно, Кидман его и переигрывает, но дуэт, что ни говори, состоялся: хотя Кубрик нечасто снимал их вместе, мечтая, как уже было сказано, об их разрыве. Учитывая, что съемки длились два года (!!), срок невозможный для американского производства, там Германа бы терпеть не стали, – сплетня о разлучнике Кубрике выглядит правдоподобной. За два года кто хочешь разведется, если, конечно, ежедневно вживаться в роль супругов, одержимых сексуальными фантазиями «на стороне».

Для тех, кто фильма все еще не видел, не буду спойлерить: посмотрите сами. На мой взгляд, это великое кино - у Кубрика, впрочем, почти нет не то что провалов, но даже и относительных неудач, режиссер он выдающийся. И обвинения в «архаике» - фильм снят по роману Артура Шницлера, друга и alter ego Фрейда – мне кажется, не выдерживают критики. Те, кто фильмом недоволен, говорят, что эта проблематика – напряжение пола, тайные желания, склонность к садо-мазо – уже стали рутиной психоанализа и неинтересны. Мне же, и не только мне, кажется, что проблемы это вечные: потому и обращение к прозе друга Фрейда и перенос времени действия из двадцатых в девяностые вполне оправдан.

Кроме всего прочего, «Широко закрытые глаза» - очень странный, загадочный фильм, будто проникающий в подсознание зрителя. Для чего Кубрику, как, скажем, Хичкоку, совершенно не понадобились ни ужасы, ни демонстрация насилия, ни трупы в кадре (один, правда, был, но уже готовый к погребению, помытый и причесанный). Атмосфера какого-то потаенного кошмара достигается Кубриком другими способами – не теми, что используют мастера класса Б, поставившие свои ужастики на поток. Можно, конечно, сказать, что такая атмосфера создается чисто технически: освещением, музыкой, круговой панорамой, тележкой и длиннофокусными объективами. Это тоже правда – недаром Кубрик два года добивался совершенства, делая дуль за дублем. Но не только. Порой сам ракурс, точка зрения камеры – такова природа кино – проникает в ваше сознание и подсознание больше, чем специальные трюки вроде поворачивающейся в двери ручки, хлопающих дверей и зловещей музыки.

Это как посмотреть- в прямом смысле. Зависит от точки зрения. Ну и недосказанность, конечно: мы так до конца и не поймем, убили ли там одну девушку или она сама умерла от передоза, кто был на оргии – випы, масоны или кто-то еще? Непонятно, расстанутся ли Круз и Кидман, или попытаются наладить свои отношения, пройдя через ревность и неверие? Ничего, в общем, непонятно.

Понятно только одно – что природа человека непознаваема, будь ты хоть сам Фрейд (недаром он отстранился от Шницлера, испугавшись слишком тесного общения – это он-то, кто знал о человеке, казалось бы, всё); что наша цивилизация давно под ударом; что человек не в силах справиться со своими внутренними бесами; что грядет что-то ужасное, никого не пощадят…

И так далее.

Из чего это понятно, - непонятно. Видимо, из гениальности Кубрика, который всегда жил на острие смыслов. И не боялся самого себя – как в конце концов убоялся даже такой могучий ум как Фрейд, основоположник, так сказать.

В этом смысле «Широко закрытые глаза» - картина не только величайшая, но и универсальная.

В общем, советую посетить кинотеатр.

"