Posted 2 февраля 2005,, 21:00

Published 2 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Театральные угрозы

Театральные угрозы

2 февраля 2005, 21:00
Вчера художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин экстренно собрал весь свой коллектив и журналистов. Повод оказался экстраординарным. Накануне на квартиру Левитина было совершено хулиганское нападение. Как рассказывает сам режиссер и глава театра, ворваться в квартиру налетчикам не удалось, после чего

Прежде чем рассказать обо всем труппе и журналистам, Михаил Левитин обратился с просьбой о защите в Генпрокуратуру, МВД, в правительство Москвы. Он уверен, что причина нападения – интерес криминальных структур к зданию театра. Театр «Эрмитаж» – одно из трех театральных зданий, расположенных в саду, который находится в самом центре столицы, в Каретном Ряду. Рядом расположены основанный Евгением Колобовым театр «Новая опера» и театр «Сфера» под руководством Екатерины Еланской. Кроме того, сама территория сада «Эрмитаж» имеет отдельную администрацию, и взаимоотношения с ней руководителей театров трудно назвать безоблачными. Несколько лет назад Михаил Левитин совместно с Евгением Колобовым обращались к правительству Москвы с просьбой о координации мероприятий, проводимых администрацией Сада, с интересами театров. Сегодня Михаил Левитин подчеркивает, что он не знает, кто стоит за нападающими, но уверен, что причина – интерес криминальных структур к зданию театра. Ранее, еще при жизни Евгения Колобова, главы театров не раз обращались к властям с просьбой не превращать Сад в культурно-развлекательный комплекс. После ухода из жизни оперного гуру Левитин сетовал, что к его голосу никто прислушиваться не будет.

Впрочем, история с шантажом театральных деятелей для Москвы не новость. Десять лет назад, осенью 1994 года, бандиты ворвались в квартиру тогдашнего главного режиссера Театра Армии Леонида Хейфеца. После чего он подал заявление об уходе и оставил Театр Армии. Возможно, что устроители свежего налета решили пойти по старому сценарию.

Три месяца назад в столице сгорел театр «Около дома Станиславского» Юрия Погребничко. Из заключения экспертов следует,

что загорелся театр вовсе не от неисправной проводки или небрежности, а «от открытого огня». Да и схватилось пламя на удивление дружно. Пожарная часть находится через улицу, приехали молниеносно, однако огонь был так силен, что его тушили с трех часов ночи до полудня. Поэтому одна из самых распространенных версий – умышленный поджог с целью «освободить» привлекательное место в самом центре Москвы.

Театральные здания, привлекательно расположенные в центре города, вызывают нездоровый интерес самых разных структур – от криминальных кругов до чиновничьего аппарата. У театралов еще не стерся в памяти громкий скандал вокруг попытки правительства Москвы отобрать здание на Сретенке у театра «Школа драматического искусства». Театральная общественность всего мира вступилась за прославленного коллегу, свою руку приложила и московская пресса. В результате столичные власти вынуждены были отступиться. Что стало бы с театром, не будь имя его руководителя режиссера Анатолия Васильева столь авторитетным, чтобы поднять мировую волну, – остается только гадать.

Властные структуры в столице и на местах сегодня вольны закрыть или перепрофилировать театральные здания. Причем перепрофилировать полностью или частично. Скажем, вынести решение, что спектакли будут играться раз в неделю или раз в месяц. А остальное время – дискотека.

Театры сегодня оказываются весьма уязвимыми и перед властями, и перед бандитами. И те, и другие обладают достаточно широким спектром силовых средств. Не надо обольщаться мыслью, что кого-то (будь то власть или бандиты) остановит соображение о «разумном, добром и вечном», которое сеется со сцены. Театральные здания, расположенные во всех российских городах практически всегда в центре, – невероятно лакомые кусочки. Причем, кусочки государственные – читай «неприватизированные». Поэтому нет никакой гарантии, что судьба театра «Около дома Станиславского», налет на Михаила Левитина не повторятся в самых разных точках России. Каждый отдельный случай можно воспринимать как нечто локальное и отдельное. Но это самообольщение. Где гарантия, что фразу «тогда мы идем к вам» не услышат и в других театрах Москвы. Перефразируя поэта Джона Донна, можно сказать, что нет театра, который был бы как Остров, сам по себе: каждый театр есть часть Материка, часто Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет театральное пространство.

"