Posted 22 июня 2018,, 09:23

Published 22 июня 2018,, 09:23

Modified 7 марта, 16:36

Updated 7 марта, 16:36

Здесь реновацией не пахнет: как живут люди всего в 100 метрах от МКАД

Здесь реновацией не пахнет: как живут люди всего в 100 метрах от МКАД

22 июня 2018, 09:23
Московская программа реновации вызывает в провинции недоумение и возмущение

Сергей Баймухаметов

Кажется, пресса сказала все. В том числе и «Новые Известия», посвятившие столичной программе ряд материалов. Последний – «А если не сносить? Реконструкторы хрущевок ждут поддержки Кремля».

Элементарный здравый смысл – против сноса пятиэтажек. Во всем мире старые дома реконструируют, и они становятся украшением городов.

Но у нас здравый смысл бессилен, поскольку против него – глобальные бизнес-интересы, миллиарды и миллиарды.

Обратим внимание еще на один существенный момент: районы панельных домов – комфортны для обитания. Они строились по советским градостроительным нормам, каждый дом – на значительном расстоянии от другого. С годами пространство между домами превратилось в зеленые острова, в сады и скверы.

Сейчас мы ставим жилые небоскребы вплотную друг к другу. Земля в Москве дорогая, надо выжать из нее все. Кто разрешил? Так ведь никто и не запрещает.

Мои старшие братья – инженеры-строители. И я с детства вырос в сознании, что СНиПы - строительные нормы и правила - нечто вроде непреложных заповедей, установлений, подкрепленных человеческими законами, включая Уголовный кодекс. Но если заповеди можно было нарушить, если УК иногда «объехать», то СНиПы не обсуждались, нарушение не мыслилось.

И вдруг, в 2002 году, старые СНиПы отменили.

А новые не приняли. Вместо них стали устанавливать какие-то отдельные стандарты, регламенты и прочее – должно же быть что-то на бумаге, подстраховка для чиновников.

На самом деле все эти игры означают, что самая большая в мире страна на своих просторах, по сути, воздвигает здания без закона, вне закона.

Есть еще один аспект – взгляд на программу реновации из провинции. Вся Россия смотрит на Москву с недоумением и возмущением. Нормальное сознание не способно воспринять факт: где-то в столице нашей Родины разломают к чертовой матери 5175 домов, вполне пригодных для жилья. Это более 400 тысяч благоустроенных квартир. Полуторамиллионный город!

Не будем говорить о российских деревнях, селах, поселках и даже поселках городского типа. Возьмем только ГОРОДА – то есть центры цивилизации.

По данным Российского союза инженеров:

- 11% домов в российских городах не обеспечено водопроводом;

- горячей воды нет в 20% квартир;

- канализации - в 12% жилья;

- центрального отопления - в 8%;

- газа нет более чем в 30% городского жилищного фонда.

Общий износ коммунальных сетей достиг 70%.

Пять миллионов горожан в России обитают в условиях, вообще не пригодных для жизни.

На предыдущей Прямой линии президент Путин говорил: «Нужно избавиться от нищеты, нужно избавиться от бараков и аварийного жилья, но сделать это можно, исключительно развивая нужными, должными темпами нашу экономику».

Деньги у нас есть. И на грандиозные спортивные мероприятия, и на освобождение московской земли под дальнейшую застройку олигархами.

Есть деньги и на «избавление от бараков и аварийного жилья». В 2007 году был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В его задачах значится, в том числе, капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Фонд получил от государства 255 миллиардов рублей – 10 миллиардов долларов по тогдашнему курсу. Предполагалось, что Фонд будет функционировать до 2013 года. Неужели рассчитывали, что к 2013 году всё отремонтируют и всех переселят? Потом срок его деятельности продлили до 2015 года, работает он и поныне.

Как работает, неизвестно. Фонд получил статус государственной корпорации, а они не подконтрольны и не подотчетны никому. Ни Счетной палате, ни Генеральной прокуратуре. И уж тем более – россиянам в провинциальных городках.

Однако та Россия далеко. Поэтому не будем живописать поселки, к примеру, на Смоленщине или в Читинской области. Отойдем от Москвы на 100 метров. Буквально – на 100 метров от границы Москвы, от кольцевой дороги. И увидим вот это…

Не такая уж редкая картина. Обычная история. Был завод, построил для рабочих двухэтажные двухподъездные деревянные бараки. В них и живут люди до сих пор.

Этот дом – постройки 1943 года. Жильцы жалуются, что канализационный колодец во дворе часто засоряется – и запах, конечно… И еще ругаются, что местные власти планируют ремонт только подъездов. На остальное денег нет.

Этот барак – старожил, постройки 1937 года. Дверь одного из подъездов слетела с петель и приставлена к стене.

Мужчины во дворе рассказывают, как хорошо стало после 1978 года, когда провели настоящую канализацию. А то раньше все по трубе уходило в большой колодец во дворе. Время от времен приезжала специальная машина, выкачивала.

Молодая женщина рядом пропалывает крошечную клумбу. Поднимает голову:

- А как наши вчера у Египта выиграли!

Мужчины поддерживают:

- Да, первый раз в плей-офф попадут!

О перспективах переселения не помышляют. Говорят:

- Мы попали между и между. То есть мы - в зеленой зоне Москвы. А строительство здесь запрещено.

Это им чиновники сказали.

О федеральной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилья, о специальном Фонде и выделенных ему 10 миллиардах долларов тоже не знают.

Повторю: эти фотографии сделаны не в глухоманных краях, а в 100 метрах от Москвы.

Фото автора

"