Posted 13 сентября 2019,, 13:51

Published 13 сентября 2019,, 13:51

Modified 7 марта, 15:52

Updated 7 марта, 15:52

Топорная работа: в Петербурге вырубается «социальная» зелень

Топорная работа: в Петербурге вырубается «социальная» зелень

13 сентября 2019, 13:51
«В парках и садах липы шелестят, - доброй ночи родной Ленинград». Знаковая и всем знакомая песня «Город над вольной Невой» была написана задолго до того, как в городе стали планомерно уничтожать парки, скверы и заказники. У «НИ» - конкретные примеры, в том числе, про липы.

Евгений Колесников, Санкт-Петербург

Примеров масса – а причины тоже похожие. Деревья и кустарники спиливаются и выкорчевываются ради строительства домов, коттеджей, дорог, порой и церквей.

Парки скукоживаются

Больше всего за последнее время наглядно пострадал Удельный (бывший - Челюскинцев) парк. С 2013 года – объект культурного наследия регионального значения. Считается, что парк возник еще при Петре Первом. И вот в последние десять лет он стал стремительно «таять». По городскому закону «О зеленых насаждениях» некоторые территории парка были выведены за его границы. Соответственно, началась вырубка деревьев и строительство. Так, футбольный клуб «Зенит», у которого в Удельном база, достроил к ней два дополнительных тренировочных поля и ряд других объектов, но, главное, появились элитные жилые дома. Местные жители сразу двух районов, Приморского и Выборгского, протестовали, выходили на митинги, обращались в прокуратуру и к Путину, но без толку. Древний парк и сейчас продолжает скукоживаться как шагреневая кожа. Особенно обидно, что были вырублены, в том числе, уникальные вековые липы, деревья, которые чуть ли не лучше всех «чистят» кислород.

Справка «НИ»

Санитарная норма зеленых насаждений в Петербурге, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, равняется 21кв. м на жителя. Однако сейчас на петербуржца приходится всего лишь 13м2.

А прямо через территорию Юнтоловского заказника был построен Западный скоростной диаметр (ЗСД). Было много споров. «Такая трасса для города необходима», - говорили одни. «Но не ценой вырубки примерно пятой части уникального заповедника», - возражали другие. Так или иначе, дело уже сделано – через Юнтоловский идет оживленная сверхскоростная дорога. А вот этот заказник как раз точно построен при Петре, он его и основал. Знаменит тем, что в нем находилась постоянная стоянка перелетных птиц, которые прибывали туда около полутысячи лет. Место, конечно, облюбованное орнитологами. Кроме того, в заказнике было, а может, и сейчас осталось, несмотря на выхлопные газы, множество растений, занесенных в Красную книгу и Красную книгу Балтики. За заказник также долго боролись общественники из организации «Сохраним Юнтолово». Одна из активисток Татьяна Скроденис говорит: «Просто поразительно, но в 2012 году появился городской закон «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге», который позволил без каких-либо ограничений вырубать городские леса под предлогом "заготовки гражданами древесины для собственных нужд". Совершенно понятно, для чего был принят этот закон. Так «граждане» стали вырубать вековой лес, почему-то очищая территорию каждый раз под какую-то знаковую застройку».

Мнение

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: - В данном вопросе все понятно – парки и заказники – места видовые, поэтому строительство в них жилых домов и других объектов быстро окупается. Строительная мафия имеет своих лоббистов не только во власти, но и в СМИ. Порой с удивлением читаю, что развитие города невозможно без «уплотнения лесных массивов», это про городские парки так. А ведь даже в блокаду власти не позволяли вырубать эти зеленые памятники, хотя людям топить было нечем.

Сжимается и Екатерингофский парк в Кировском районе, скверы по проспекту Гагарина в Московском районе оккупировали рестораны, а по улице Джона Рида в Красногвардейском районе теперь вместо деревьев сплошные автостоянки. То же самое – на улицах Бадаева, Камышевой, Стародеревенской. Да много где. Проблема, точнее, беда – общегородская, общерайонная.

Мнение

Александр Берман, петербургский фотограф, лауреат многих европейских профессиональных конкурсов, специализируется на городской фотографии: - Как-то разбирал свои фотографии 1970-х: там центр города в основном, Васильевский остров, Выборгская сторона. И тут же бросается в глаза – а ведь насколько раньше было больше деревьев в этих местах. И ведь как они украшали город. Теперь все в камне, в застройках, в том числе крайне уродливых. На мой эстетический взгляд – Петербург много теряет в своей красоте, вырубая зелень в центре. Каменный мешок остается в итоге. И ведь главное, никакого наказания за вырубку особого нет – ну оштрафуют в лучшем случае, ну и что? А дерево новое даже за десять лет как следует не вырастет.

«Помогает только громкий шум»

Градозащитники и экологи давно бросили обращаться в профильный орган, который должен следить за подобными нарушениями с вырубкой деревьев – природоохранную прокуратуру Санкт-Петербурга. Активист Игорь Волков поясняет: «У меня неплохой контакт с тамошними работниками. Так они ничего не могут сделать. При всем вроде бы искреннем желании. Строительное лобби им не по зубам. Помогает отстоять зелень только громкий шум – митинги, публикации в прессе».

Ему вторит член «Ассоциации защиты парка Авиаторов» Игорь Васильев: «Пока наш парк (Московский район), который собирались «разбавить» элитным жильем, удалось отстоять. Спасибо местным телевидению, газетам, градозащитникам, что подняли тревогу, власти стало неудобно внаглую застраивать парк, в котором есть объекты времен войны и блокады. Но расслабляться нельзя, как показывает практика. Если коммерческий сектор положил глаз на «вкусную» территорию, то будет добиваться своего не мытьем, так катаньем».

В последнее время, как, кстати, и в некоторых других регионах России, возник тренд, когда на зеленые территории покушается церковь. В случае с Петербургом самых ярких примера два – парк Малиновка в Красногвардейском районе и сквер на Долгоозерной улице в Приморском районе. И в данных случаях, надо сказать, общественность, в отличие от Екатеринбурга, с треском проиграла лобби РПЦ. В самое ближайшее время вместо вырубленных деревьев и кустарников там появятся Собор Святого духа и храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Не будем обсуждать, насколько нужны там новые учреждения религиозного культа, но удивимся: зачем их строить вместо ухоженных, благоустроенных зеленых мест досуга горожан?

А сотрудники Санкт-Петербургского отделения экологической организации «Гринпис», с которыми пообщался наш корреспондент, больше озабочены не эстетической стороной вопроса, а тем, что массовая вырубка парков усугубляет экологическую обстановку в городе: «Есть же понятие – «легкие земли». И «легкие» есть у города, это деревья. Петербург – не только культурная столица, но и промышленная, тут множество заводов, вредных производств. По разным оценкам, в год в атмосферу выбрасывается до семисот тысяч тонн различных вредных отходов. А весной всегда – жуткое количество химикатов, оставшихся на улице после борьбы со снегом и гололедом. От всего этого дерьма спасают как раз деревья. И в Петербурге уже наметился их дефицит, по санитарным и медицинским нормам. Соответственно, может вырасти заболеваемость тем же раком. И уже растет».

"