Posted 15 апреля, 12:16

Published 15 апреля, 12:16

Modified 15 апреля, 12:31

Updated 15 апреля, 12:31

Места в теплом паркинге продолжают стремительно дорожать по всей стране

3 миллиона за паркинг, и это не предел. Что происходит с ценами на машиноместо

15 апреля 2024, 12:16
Фото: 1MI
Места в теплом паркинге продолжают стремительно дорожать по всей стране

Почему в России резко подорожали машиноместа

Машиноместа в России стали новым Биткоином — дорожают также быстро и непредсказуемо. Места для парковки в Москве стоят уже дороже машин, в регионах цены тоже выросли в разы. Кто на этом разоряется, а кто извлекает выгоду?
Сюжет
Цены

Данные московского Росреестра слабонервным лучше не смотреть: за январь–март 2024 года машиноместа в столице подорожали на четверть по сравнению с IV кварталом 2023 года — до 3,31 млн рублей.

Стоимость парковки для машины фактически сравнялась со средней стоимостью самой машины.

При этом средняя цена квартиры в Москве за это же время снизилась на 6% — до 17,2 млн рублей. Люди отказываются от улучшения жилищных условий и впервые за историю наблюдений ради хранения машины готовы потратить пятую часть от расходов на собственное жильё.

Разбираемся с этим парадоксом и выясняем, что ждёт рынок машиномест.

Почему машиноместа в Москве дорожают

Директор департамента продаж жилой недвижимости ГК «Сумма элементов» Светлана Бардина связывает подорожание машиномест с ростом стоимости строительных работ.

— Девелоперам приходится продавать парковочные места по более высокой цене, чтобы добиться хотя бы минимальной маржинальности.

Свободная парковка в московском дворе — большое чудо. Со старым жилым фондом всё понятно: раньше никто не рассчитывал на то, что в каждой семье может быть по несколько машин. Но и новостройки не радуют возможностями припарковаться у подъезда в любое время.

Нормативы, прописанные в федеральном законе, говорят, что в домах с обеспеченностью общей площадью до 30 кв. м. на человека (это как раз московский случай — средняя площадь квартиры в новостройке сократилась до 52 кв. м., а нормативная заселённость — 2,7 человека на квартиру) на каждую квартиру должно приходиться одно машиноместо.

Зимой в Москве парковочных мест становится ещё меньше: во многих районах жители жалуются на ГБУ «Жилищник», который не убирает снег. Парковок становится меньше, а оставшиеся доступны только для полноприводных внедорожников.

Место для парковки приходится искать за пределами дворов, а там поджидает другая проблема — сокращение парковочных мест. Просто встать вдоль дороги в Москве — непозволительная роскошь. Либо попадёшь на платную парковку, либо на возможную эвакуацию за нарушение правил парковки.

Парковки — символ социального неравенства

Усугубляет проблему тот факт, что доступность парковок становится символом расслоения общества и социального неравенства, заложенного в федеральные законы.

Если при обеспеченности жильцов площадью до 30 кв. м. на человека на одну квартиру полагается одно парковочное место на квартиру, при обеспеченности 30–50 кв. м. уже полагается 1,7 машиноместа, при обеспеченности более 50 кв. м. на человека полагается 2 парковочных места на квартиру.

Дорогие жилые комплексы с большими квартирами по закону имеют больше парковок, чем «человейники» с доступным жильём. Апартаменты и вовсе не имеют нормативов по парковкам.

А в конце 2023 года вице-премьер Марат Хуснуллин рекомендовал регионам отказаться от норматива «одна квартира — одно машино-место» просто потому, что «мы не настолько богатая страна, чтобы на одну квартиру иметь как минимум одно парковочное место».

По мнению куратора стройотрасли, надо притормозить темпы автомобилизации, чтобы не перегружать дорожную сеть. И главный инструмент — сокращение парковочных мест. Заодно Минстрой прорабатывает возможности сокращения размеров парковочных мест (сейчас минимум — 5,3×2,5 м), чтобы стимулировать людей пересаживаться на мотоциклы и прочие электросамокаты.

Дефицит парковочных мест неизбежно приводит к росту цен на машиноместа в специализированных паркингах.

Купить машиноместо для клиентов элитных жк, которые и так имеют обязательные парковки, не проблема. Основной удар наносится по наиболее доступному сегменту. Парковок во дворах становится меньше, а машиноместа на специальных паркингах — дороже. Собственная машина становится символом статуса и достатка, простым смертным личный транспорт не положен.

Спекуляции на парковках

Москва давно испытывает дефицит парковочных мест, в провинции с этим дела обычно обстояли значительно лучше. Но ажиотажный спрос на парковочные места начал распространяться по всей стране.

По данным «Авито Недвижимости» спрос на покупку машиномест за 12 месяцев в среднем по стране вырос на 22%.

Особенно отличилась Тюмень — спрос за год вырос более чем в 2 раза, на 125%. Но втором месте Новосибирск с ростом на 83%, на третьем месте Екатеринбург с ростом на 67%. Москва с ростом спроса на 39% на этом фоне вообще не выделяется. Уже даже в ЯНАО за февраль 2024 года цена машиноместа выросла на 23% — до 1,6 млн рублей.

Светлана Бардина отмечает, что машиноместа стали популярным объектом инвестиций.

— Примерно каждая десятая сделка совершена профессиональным инвестором, рассчитывающим на дальнейшую перепродажу объекта либо сдачу в аренду. Высокая инвестиционная активность также разогревает цены на рынке.

Заработать на квартире уже проблематично, а на растущем рынке машиномест — пожалуйста. Спрос на аренду машиномест в среднем по стране за последний год вырос на 52%. Тюмень и Красноярск отметились более чем трёхкратным ростом — на 213% и 207% соответственно.

Подогревает интерес к инвестициям в машиноместа наведения порядка в нормативной базе. В прошлом году, например, изменились налоговые ставки в Санкт-Петербурге. Раньше машиноместа могли быть оформлены как отдельные гаражи (ставка 0,3% в год) или как нежилые помещения (ставка 1,25-2% в год). Теперь все машиноместа облагаются единой ставкой в 0,3% в год.

С политикой принуждения людей к отказу от личного транспорта машиноместа вряд ли будут дешеветь.

"