Posted 21 марта, 14:32

Published 21 марта, 14:32

Большой адронный коллайдер станет недоступным для российских ученых

Российских ученых отрезали от исследований на адронном коллайдере

21 марта 2024, 14:32
Фото: naked-science.ru
Большой адронный коллайдер станет недоступным для российских ученых
В мире науки — скандал. Европейская организация по ядерным исследованиям (CERN) прекращает сотрудничество с 500 российскими учеными. С этого года Россия не будет иметь доступа к Большому адронному коллайдеру и проводить там исследования. Что это означает для науки и для нашей страны?

Ирина Мишина

ЦЕРН была создана в 1953 г. Ее штаб-квартира находится в Женеве.

Центр научной Вселенной — это ЦЕРН

ЦЕРН — это крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Самым масштабным ее проектом считается Большой адронный коллайдер — это самая крупная научная экспериментальная установка в мире.

«Адронный коллайдер создает самую большую в мире энергию частиц. Это важно для проверки теорий о материи, для фундаментальных исследований. Эти исследования могут вылиться в важные открытия о новых источниках энергии», — пояснил «НИ» кандидат физико-математических наук, доцент физфака МГУ Андрей Ларичев.

«Для чего нужен адронный коллайдер? Он позволяет узнать, как устроен мир, природа вокруг нас на фундаментальном уровне, дает знания об элементарных частицах. Помимо этого, над такими задачами работают люди определенного склада ума и квалификации. Еще это потрясающая школа ученых и инженеров. Разумеется, страна, которая способна подобающим образом занять специалистов такого класса, может претендовать на особый статус как великая научная держава», — заявил «НИ» зав. кафедрой теоретической физик МФТИ Эмиль Ахмедов.

В ЦЕРН входят многие европейские страны, а некоторые имеет статус наблюдателей. На сегодня участниками ЦЕРН являются 23 государства. Россия участвует в работе Большого адронного коллайдера уже около 70-и лет, но заявку на вступление в ЦЕРН подала лишь в 2012 году.

Результаты исследований российских ученых теперь достанутся другим

Все изменилось в феврале 2022 года. Тогда ЦЕРН приостановила для России статус наблюдателя из-за начала спецоперации на Украине. Этот статус означал, что РФ не платила взносы в бюджет организации, не могла голосовать в совете ЦЕРН, но могла участвовать в исследовательских проектах как финансами, так и оборудованием.

«Там возникла после спецоперации проблема с выплатой взносов. Россия платила, но из-за санкций часть средств возвращалась обратно, то есть из-за санкций нормально вносить взносы стало невозможно. Конечно, наше правительство могло решить эту проблему, например, внося спонсорские взносы, привлекая для этого олигархов, но мы почему-то не захотели», — пояснил «НИ» кандидат физико-математических наук, доцент физфака МГУ Андрей Ларичев.

А в 2023 году в ЦЕРН решили указывать российских и белорусских ученых без привязки к институтам стран. В то же время некоторые российские и белорусские ученые продолжали работать в ЦЕРН. Но 20 марта ЦЕРН назвала количество ученых, которым придется покинуть европейские лаборатории. При этом до сих пор не ясно, смогут ли они использовать данные, полученные в ходе совместных экспериментов. Ведь все научные исследования, все данные, которые получали в ЦЕРН, были результатом соавторства ученых многих стран. В том числе — российских.

«Большой адронный коллайдер строили в ЦЕРН в том числе и российские ученые, он единственный в мире и во многом уникален. Массу компонентов для него изготовили в нашей стране. Например, катушки, магниты, крупные уникальные узлы. Работа российских ученых всех более, чем устраивала. Конечно, эксперименты с уходом наших ученых не прекратятся, для мировой науки они не пропадут, но вот для российских ученых это будет болезненно: плоды их труда достанутся другим, и от исследований они будут отключены», — говорит доцент физфака МГУ Андрей Ларичев.

Многие восприняли решение ЦЕРН об исключении российских ученых как политическое.

«ЦЕРН создавалась в 1954 году под лозунгом „Наука во имя мира“. Россия долгие годы участвовала в исследованиях, платила взносы, участвовала в разработках. Эта организация никогда не была местом политических споров. То, что произошло сейчас в отношении российских ученых, несовместимо с наукой», — считает зампред комитета по науке Госдумы, научный руководитель РХТУ Александр Мажуга.

Удар для всей мировой физики

Российские ученые, которых выгонят из CERN, во многом останутся у «разбитого корыта». Дело в том, что найти работу аналогичного уровня будет не так просто. А ведь многие вложили в исследования ЦЕРН всю свою жизнь, десятилетия труда. Для большинства из них продолжать начатые исследования будет уже невозможно. По крайней мере, в ближайшее время.

«В эти работы были вовлечены многие академические институты, аспиранты писали диссертации. Некоторые из этих 500 человек были включены в незаменимые работы и исследования. Вероятно, таких сотрудников постараются оставить в CERN, но, если они останутся в Швейцарии, то, соответственно, могут потерять работу в России. Надеюсь, тем, кто пишет диссертации на основе разработок ЦЕРН, дадут их закончить. Тех, кто вернется, надо будет трудоустраивать, но с учетом, что это уникальные специалисты. Для всех ли найдется подобающая работа? Вопросы у ученых остаются», — считает зав. кафедрой теоретической физик МФТИ Эмиль Ахмедов.

Отказываясь от 500-т российских ученых, многое теряет и CERN.

«Я нахожу решение об отказе от наших 500 ученых со стороны руководства CERN возмутительным. Наука не должна иметь ничего общего с политикой. Это сокращение будет иметь для фундаментальной науки самые негативные последствия», — считает Эмиль Ахмедов.

Многие ученые называют сейчас случившееся огромным ударом для российской школы физики. И не факт, что его получится пережить.

«Это никому не пойдёт на пользу. Нашей науке о физике элементарных частиц будет трудно без тех ускорителей и оборудования, которое есть в ЦЕРН, а без наших учёных эффективность использования этого оборудования заметно снизится. В то же время построить аналогичные ускорители очень дорого и сложно с инженерной точки зрения», — заявил «НИ» старший научный сотрудник лаборатории физики ускорителей МФТИ Станислав Виноградов.

Разумеется, российские ученые с их наработками, полученными в ЦЕРН, будут стремиться воплощать их в жизнь в России. Так, первый зампред комитета Госдумы по науке Александр Мажуга напомнил о коллайдере NICA в Дубне, а также о реакторе ПИК в Гатчине.

«У нас в стране сейчас идет масштабное строительство установок мегасайенс — это сверхмощные, дорогостоящие научные комплексы, которые позволяют проводить уникальные исследования и выполнять эксперименты высочайшей степени сложности, — рассказал „НИ“ первый зампред комитета Госдумы по науке Александр Мажуга.

Известно также, что уникальный ядерный рекатор строится сейчас в Дубне, но и это еще не все.

«Помимо этого стоит назвать реактор ПИК в Гатчине, СКИФ в Кольцове, а также синхротроны в Курчатовском институте, в Зеленограде и на острове Русский, — рассказывает Александр Мажуга. — А история с ЦЕРН — это повод задуматься о том, нужна ли вообще политизированная наука».