Posted 4 марта, 04:07

Published 4 марта, 04:07

Modified 4 марта, 05:39

Updated 4 марта, 05:39

Ошибка пилотов «Победы» чуть было ни повлекла за собой авиакатастрофу

Пассажирский самолет «Победы» едва не разбился из-за ошибки пилотов

4 марта 2024, 04:07
Фото: pobeda
Ошибка пилотов «Победы» чуть было ни повлекла за собой авиакатастрофу
Пассажирский Boeing 737-800 авиакомпании «Победа» приземлился в сочинском аэропорту в грозу. Пилоты потеряли управление над бортом, который попал в грозовой очаг. Посадку осложнял и порывистый ветер. Нерешительность пилотов чуть было не привела к катастрофе.
Сюжет
Авиация

Ирина Лебухова

Авиаинцидент произошел 23 декабря прошлого года, однако о нем стало известно только сейчас. Как уточняет телеграм-канал «Авиаторщина», на борту самолета, выполнявшего рейс DP338 из Казани в Сочи, находились 168 пассажиров.

Борт заходил на посадку, пилоты располагали данными о грозовом фронте, который приближался в район аэродрома назначения. Также они имели информацию о порывистом ветре, сила которого превышала предельные ограничения самолета.

Как следует из документов, опубликованных телеграм-каналом, второй пилот несколько раз предложил командиру уйти на второй круг, однако тот не решался. Решение об уходе было принято после того, как лайнер уже попал в грозовой очаг.

Экипаж выполнил уход на второй круг в нарушении предписанных действий. При первоначальной уборке механизации крыла сразу в положение Flaps1* борт летел на скорости, значительно меньше положенной в этой конфигурации, что могло привести к необратимым последствиям.

После перевода механизации в положение FlapsUp** тенденция продолжилась. Экипаж этого не заметил, как и последующего перевода самолета в снижение в течение 15 сек, за которые он потерял сто метров высоты. Во время разворотов пилоты несколько раз допустили большой угол крена (до 49 градусов). Их предупреждала об этом сигнализация BANK ANGLE.

Комиссия перевозчика «Победа» сделала вывод, что при уходе на второй круг нагрузка на экипаж возросла настолько, что его способность анализировать информацию и адекватно на нее реагировать утратилась. Эта избыточная нагрузка была вызвана неграмотным решением экипажа на продолжение захода, которое привело к сложному пространственному положению самолета и потере управления им.

Авиакомпания разжаловала командира во вторые пилоты без права восстановления в качестве командира воздушного судна.

Отметим, что попадание самолета в грозовой очаг представляет серьезную опасность из-за нескольких потенциальных факторов:

  1. Молнии: грозовые облака часто сопровождаются молниями, которые могут поражать самолет и вызывать повреждения систем управления, электроники и других важных компонентов, что может привести к потере контроля над воздушным судном.

  2. Сильные ветры и турбулентность: грозовые ячейки часто сопровождаются сильными ветрами и турбулентностью, что может затруднить управление самолетом и создать опасные условия для полета.

  3. Ледяные облака и град: в грозовой активности могут образовываться ледяные облака и град, которые могут повредить обтекатели и двигатели самолета, а также уменьшить видимость для пилотов.

  4. Сильные осадки: грозовые облака часто сопровождаются сильными осадками, такими как ливни и грозовой дождь, которые могут снизить видимость и создать опасные условия для посадки.

В целом, попадание самолета в грозовой очаг представляет серьезную угрозу безопасности полета и требует осторожности со стороны экипажа и пассажиров.

* установка закрылков (flaps) на первую установку, что является одним из конфигураций управления аэродинамическими поверхностями крыла самолета. Это приводит к увеличению подъемной силы и улучшению характеристик посадки и взлета самолета.

** закрылки (flaps) на крыле самолета полностью втянуты или установлены в нулевое положение. Когда закрылки находятся в положении Flaps Up, они не создают дополнительной подъемной силы и крыло находится в своем стандартном аэродинамическом состоянии для крейсерского полета или других этапов полета, когда дополнительная подъемная сила не требуется. Положение Flaps Up используется обычно во время крейсерского полета, взлета или после выполнения захода на посадку, когда дополнительная подъемная сила, обеспечиваемая закрылками, уже не нужна. Это положение обеспечивает лучшую эффективность и экономию топлива в сравнении с использованием закрылков в более опущенном положении.

Напомним, что также в декабре прошлого года пассажирский самолет Ан-24 «Полярных авиалиний» с 34 людьми на борту приземлился на замерзшую реку Колыма в Якутии. Он выполнял рейс по маршруту «Якутск — Зырянка — Среднеколымск — Якутск». Оказалось, что пилоты просто не увидели ВПП.

В последнее время в российской гражданской авиации складывается не лучшая ситуация. Из-за санкций в стране начался дефицит запасных частей к самолетам российских авиакомпаний, они вынуждены прибегать к «каннибализации» самолетов — снимать деталь с исправного воздушного судна для замены не неисправном. Эксперты утверждают, что за последний год количество неисправностей самолетов в России утроилось.

"