Posted 1 марта, 16:49

Published 1 марта, 16:49

Modified 2 марта, 15:20

Updated 2 марта, 15:20

Что будет с ценами на бензин после запрета экспорта

Поможет ли запрет экспорта снизить цены на бензин

1 марта 2024, 16:49
Фото: Эрик Романенко / ТАСС
Что будет с ценами на бензин после запрета экспорта

Появится ли дешевый бензин на заправках после запрета его экспорта из России

1 марта вступил в силу запрет на экспорт бензина из России во все страны, за исключением ЕАЭС. Это скажется на финансах каждого из нас. «НИ» залезли в карманы россиян и выяснили, как именно люди заплатят за такую меру и получится ли на самом деле сэкономить.
Сюжет
Цены

Мария Соколова

Сколько средний россиянин сможет сэкономить на топливе после введения мер, ограничивающих экспорт бензина? Такой вопрос должны задавать себе чиновники Минэнерго в первую очередь при принятии подобных решений.

Что думали сотрудники министерства, мы не знаем. Зато можем посчитать эту выгоду, если она вообще есть. Тем более, что прошлой осенью власти уже запрещали экспорт топлива.

Каждый заезд на заправку — это боль и страдание для большинства водителей с нынешними ценами. Если вам кто-то будет рассказывать про дешёвый по мировым меркам бензин — не верьте. В январе 2024 года Россия заняла лишь 15 место среди стран Европы по доступности топлива. Если в Люксембурге на среднюю зарплату можно купить более 2600 литров бензина, то в России только 1164 литра.

Так поможет ли запрет экспорта бензина снизить цены и что вообще от этой меры стоит ждать российским автомобилистам?

Как экспорт влияет на стоимость бензина

В этот раз ограничительные меры правительство приняло заранее, не дожидаясь, когда цены на бензин оторвутся от реальности. А вот в 2023 году власти долго тянули резину, дав нефтяникам полную свободу действий. Ценовая вольница привела к тому, что АИ-92 на бирже подорожал за 8 месяцев в 2 с лишним раза! Индекс «Петрол Плюс» показывает, что АИ-92 для потребителей в среднем по России за это же время подорожал на 8,6%: с 47,58 рублей за литр до 51,66 рублей за литр.

Если бы розничные цены на российских АЗС росли также быстро, то возникла бы паника, ажиотажный спрос, дефицит и, может быть, даже народные бунты. Такой экстрим вряд ли кому-то нужен. Заправки могут некоторое время терпеть убытки, цены повышают медленнее. Но это лишь вопрос времени.

В среднем в России каждый автомобилист за год проезжает 18 тыс. км, а средний расход бензина АИ-92 примем за 10л на 100 км. В таких условиях годовые расходы на бензин до прошлогоднего подорожания составляли примерно 85650 рублей. А по ценам сентября 2023 года, когда они достигли пика — уже 93000 рублей. Из-за прошлогоднего роста цен люди стали платить в год на 7350 рублей больше при заправке Аи-92. Если заливать АИ-95 разница уже 8400 рублей в год.

Если бы власти оставили все как есть, то уже к концу 2023 года надбавка на «92-й» могла бы достичь 10 тыс. рублей, а для АИ-95 еще больше.

Запрет на экспорт тогда очень хорошо остудил пыл нефтяников: оптовые цены на АИ-92 за 2,5 месяца опустились до 34963 рубля за тонну, а потом после отмены запрета стабилизировались на уровне 46-49 тыс рублей за тонну.

Но в рознице АИ-92 подешевел с максимальных 51,66 рубля за литр до нынешних 50,9 рублей. АИ-95 подешевел с 55,75 рублей до 54,8 рублей за литр. Разница совсем небольшая: фактически запрет на экспорт просто сохраняет нынешний уровень цен и защищает от увеличения ваших расходов в среднем на 10 тыс. рублей в год.

Как реально сэкономить на бензине

Соблазн залить вместо АИ-95 более дешёвый АИ-92 и сэкономить почти 4 рубля на литре (за год набежит экономия более чем на 6300 рублей) велик. Тем более, что на заметную экономию благодаря запрету экспорта рассчитывать не приходится. Но доцент МАДИ Лев Зиманов предупреждает, что лучше так не делать, иначе придётся тратиться на дорогой капремонт двигателя.

— Если ради экономии залить в автомобиль топливо с меньшим октановым числом, то есть, например, вместо АИ-95 использовать АИ-92, то будет плохо. В такой ситуации в двигателе будет не обычный процесс сгорания топлива, а, грубо говоря, миниатюрные взрывы. Это может привести в том числе к пластическим деформациям, повреждению шатунов и поршней. Если использовать низкооктановое топливо в автомобилях, где это не предусмотрено производителем, то двигатель может быстрее выйти из строя.

Главный редактор сетевого автомобильного издания Quto Максим Ракитин поясняет, что самое главное для экономии топлива — это соблюдение скоростного режима. Причем не обязательно ехать медленно.

— Главный метод экономии топлива — это не гнать без причины, не нажимать «газ в палас», как любят многие наши водители. Инженеры давно подсчитали, что на скорости от 90 до 110 километров в час достигается оптимальный расход бензина. Скорость ниже увеличивает расход топлива, скорость выше — кратно увеличивает расход топлива. Как ни странно, дорожные знаки на наших трассах подсказывают водителю, с какой скоростью нужно ехать, чтобы экономно тратить бензин.

Если этого будет недостаточно, то придётся прибегать к более радикальным мерам. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин предлагает в такой ситуации переводить машину на альтернативное топливо.

— Если мы отказываемся от бензина, то переходим на гораздо более дешевый метан или пропан. Чем больше мы проезжаем на таком топливе, тем больше экономим.

Большой пробег — ключевой момент для получения экономии от газа. На каждом литре можно сэкономить до 20 рублей по сравнению с бензином АИ-92. Но установка самого оборудования на простую машину вроде «Лады» обойдётся примерно в 40000 рублей, ещё 7000 рублей — получение необходимых разрешительных документов, плюс надо пройти техосмотр. В итоге установка ГБО обойдётся не дешевле 50 тыс. рублей, а расход топлива на газу вырастает примерно на 10%.

С текущими ценами на топливо перевод машины на газ окупится примерно через 30–40 тыс. км и только после этого вы начнёте получать экономию. Но учтите: цены на газ могут меняться сильнее, чем цены на бензин. Они зависят от сезона и спроса на газ. Доступность топлива никаким магическим способом не повысится.

"