Posted 29 февраля, 11:43

Published 29 февраля, 11:43

Modified 29 февраля, 11:45

Updated 29 февраля, 11:45

Кадр из сериала «ГДР»

Из «Пацанов» — в «ГДР»: как кино в России снова становится «важнейшим из искусств»

29 февраля 2024, 11:43
Фото: Соцсети
Кадр из сериала «ГДР»
Как смотреть новые российские сериалы, где исподволь, а где прямо внедряют в общество новую государственную мифологию. Одной из таких кинолент стал новый сериал «ГДР».

Иван Зубов

В онлайн-сервисе Wink 16 февраля состоялся премьерный показ нового российского сериала «ГДР». Все серии были выложены сразу. А с 26 февраля этот сериал транслирует телеканал НТВ. В нем рассказывается о том, как советский разведчик осенью 1989 года оказался в Германской демократической республике (ГДР).

Майор Первого главного управления КГБ СССР Александр Нечаев (а его роль сыграл артист Александр Горбатов) был командирован в эту страну, чтобы проследить за артистами берлинского мюзик-холла, которые могли передать зашифрованную информацию американскому журналисту. В итоге, Нечаев попадает в эпицентр интриг ведущих мировых спецслужб и принимает непосредственное участие в судьбе ГДР.

Горбачев оказался подкаблучником

Критики уже отметили в сериале две главных линии: собственно шпионскую и политическую. В первой они отмечают роль главного героя, который предстает этаким «последним рыцарем эпохи». Одновременно и брутальным, и трагичным. Нечаев словно наследует хрестоматийному советскому киноразведчику, «с холодным головой, горячим сердцем и чистыми руками», отчаянно противостоя «циничным западным шпионам». Так что зритель поневоле проникается мыслью: «Ах, какую страну мы потеряли!».

Политическую линию ведут исторические деятели: последний лидер СССР Михаил Горбачев и его супруга Раиса, а также последний восточно-немецкий лидер Эрих Хонеккер, советские политики Эдуард Шеварднадзе, Александр Яковлев и даже Борис Ельцин. А кроме того, немецкий летчик-авантюрист Матиас Руст, который умудрился невредимым пролететь 28 мая 1987 года (в День пограничных войск СССР) пол-России и приземлиться на Красной площади, вызвав в стране небывалый политический скандал и кризис. Также зритель увидит в картине популярного американского певца, любимца советской публики Дин Рида.

Горбачев ожидаемо показан слабым, наивным подкаблучником. Хотя и постоянно рефлексирующим над своими поступками человеком, в итоге, и сам павший жертвой циничного обмана, и погубивший «такую великую страну».

Новая мифология на старых дрожжах

Ни для кого не секрет, что этот сериал снят и выпущен специально к президентским выборам, а прототипом главного героя стал сам Путин, работавший в ГДР в те самые годы, перед развалом советской империи. Таким образом, искусство кино, как и завещал в свое время основатель советского государства Ленин, окончательно превращается в современной России в мощное и действенное пропагандистское оружие, призванное защитить и укрепить новую российскую мифологию.

Вот, что пишет в своем канале по этому поводу российский политолог, глава «Клуба регионов» Сергей Старовойтов:

«На смену широкому обсуждению „Слова пацана“ пришла новая мода — разбираться в феномене шпионской саги „ГДР“. Оба фильма русские и оба проходят по разряду культовых и очень модных.

Секрет их успеха, на мой взгляд, заключается не в талантах режиссеров, волшебных перьях сценаристов или фантастической игре актеров — с этим там все на хорошем сериальном уровне «Бригады» или американского Houmland’а. То есть на твердую четверку.

Секрет их успеха в том, что и «Слово», и «ГДР» формируют новый миф об истории России, объясняют молодежи события недавнего прошлого, но и для людей постарше заново пересобирают фундамент нашего современного мироустройства.

И в «Слове», и особенно в «ГДР» явственно ощущается заявка на новое русское мифотворчество с правильными идеологическими акцентами, полностью соответствующими логике исторического момента.

Культовыми их делает не сиюминутная мода, а точное попадание в общественно-политический запрос на новую картину мира, когда, конструируя прошлое, мы создаем настоящее».

Учиться на ошибках прошлого

Несколько иначе оценил премьерный показ «ГДР» в своем канале политконсультант Ярослав Игнатовский:

«Конец восьмидесятых — сложнейший для страны: излет перестройки, слом эпохи, период больших надежд и больших разочарований. В этом смысле „ГДР“ является преемником нашумевшего „Слова Пацана“, несмотря на существенные стилистические различия. Просто это взгляд пусть совершенно, с другой стороны, но на абсолютно то же время. Что, учитывая уже текущий момент времени, когда в риторике большинства современных российских политиков (включая самого главного) артикулируются причины и последствия распада СССР вполне оправданно.

По итогам:

  1. Не стоит воспринимать этот сериал, как историческую ретроспективу. Он, собственно, на это и не претендует, несмотря на многие интересные детали, подчеркивающие эпоху (от одежды до музыки). Но это в современном кино про прошлое — мастхэв. ГДР, скорее, художественное высказывание о тяжелейшей эпохе, о сумме тяжелейших индивидуальных выборов, определивших индивидуальную судьбу героев и коллективную судьбу страны в упаковке шпионского детектива.
  2. Несмотря на ряд огрехов, часть которых вполне объективна, да и не огрехи вовсе (ну, снимают европу в Выборге, а где, скажите, сейчас ее снимать?) фильм производит приятное впечатление с точки зрения визуала, спецэффектов, операторской работы. Игра актеров также на хорошем уровне. Звук немного подкачал, пару раз не смог разобрать слова.
  3. «ГДР» — это добротное, современное, соблюдающее законы жанра высказывание о важнейшем историческом периоде, которое поколения россиян 35+ еще в состоянии помнить и осмыслять, ведь оно еще не до конца мифологизировано, как почти все, до 80-х годов в силу объективности исторического процесса. В этом, на мой взгляд, ценность этого проекта, при всей его развлекательной составляющей — помнить, чтобы учиться на ошибках прошлого».

Фильм, может быть, и хороший, но озвучка «нулевая»

А вот что думают по поводу «ГДР» «простые зрители», мнения которых и по качеству самого кинопродукта, и по вложенному в него смыслу, кардинально разошлись:

— Фильм просто шедевр!!! Все актеры отыграли на высшем уровне. Большое Вам и команде, создавшей фильм, спасибо!!! Лучшее, что я смотрел за последнее время!!!

— Фильм посмотрел. Понравился. Хотя слишком много мыла. Любовь — морковь слишком много. Без неё уложились бы в 8 серий, и было бы норм. А так, тема интересная. Наверное, где-то так всё и происходило. У Путина надо спросить. Он то наверняка знает все подробности.

— Драму-то там как-то не дотянули. Работа спецслужб немного смешная. Политика живет в каком-то параллельном мире от спецов. Но движа нагнали, да.

— Сдается мне — это ответ на фильм «Взрывная блондинка», где Штази и КГБ было показано абсолютным злом. А теперь ЦРУ, занятно.

— Фильм, может быть, и хороший, но озвучка ноль по пятибалльной системе, весь фильм сводит к одноразовому просмотру. Переозвучить, лишить зарплаты звукооператоров, надежда на то, что зритель будет прокручивать назад кадры чтобы вникнуть в речь актёров вряд ли прокатить, здесь не Америка. Голливуд, пора бы вам господа понять, не попрёт, если только вы снимали для себя.

— Сериал вызвал смешанные чувства. С одной стороны — любой фильм про место, в котором родился и немного пожил — всегда интересно. Но реализация… Слишком много мерседесов в кадре, даже гелик был… мда. Закадровый немецкий ужасный. Многие машины совсем не в тему подобраны. Техника слишком современная для 1989. Момент падения Стены — вообще никак не разъяснен.

— Самое первое, что режет ухо — примитивный немецкий язык актеров. Его слышно, он бесит.

— Актер красивый, но тема какая-то мутная. Неужели на переломе эпох не было хорошей реальной истории для сюжета. Или они ещё засекречены?

— Отдельно можно отметить киновоплощение Михаила Горбачева — это просто верх реализма и филигранной актёрской игры на тончайших нюансах (на самом деле нет). Короче, собрали все мульки с «Вавилон-Берлин», «Германии 83», «Взрывной блондинки» …

— Неужели нельзя было озвучить и звук настроить нормально, не разобрать что говорят герои. Приходится очень вслушиваться.

— Наверное, фильм классный, если бы главный герой владел хорошей дикцией. Это просто ужас. Из его речи толком ничего не понятно. Как можно давать главную роль человеку, который говорит для себя… Он даже губами не шевелит, а что-то пришепетывает. В общем, очень разочарована. Жаль. Фильм, наверное, хороший. Спасибо.

Мнения зрителей разделились

Кто снимался в «ГДР»

Режиссёр — Сергей Попов, сценаристы — Василий Павлов, Юрий Бурносов, Андрей Житков и Вячеслав Рогожкин

В главных ролях:

Александр Горбатов — Александр Нечаев, майор КГБ,

Дарья Урсуляк — Светлана Нечаева, жена Александра, аналитик КГБ,

Линда Лапиньш — Ингрид,

Александр Голубев — Юрий Жданов, полковник КГБ,

Сергей Жарков — Михаил Константинов, капитан КГБ,

Александр Обласов — Василий Чигирь, капитан КГБ,

Геннадий Блинов — Виктор Лукьянов, лейтенант КГБ,

Евгений Харитонов — Михаэль Фосс, подполковник Штази,

Виталий Коваленко — Михаил Сергеевич Горбачёв, генеральный секретарь ЦК КПСС,

Мадлен Джабраилова — Раиса Максимовна Горбачёва, первая леди СССР.

"