Posted 26 февраля, 10:07

Published 26 февраля, 10:07

Modified 26 февраля, 10:09

Updated 26 февраля, 10:09

«Заменить общество»: подготовлен приказ о сокращении одного из школьных предметов

«Заменить общество»: подготовлен приказ о сокращении одного из школьных предметов

26 февраля 2024, 10:07
Фото: mode-house.ru
В школьной программе готовятся радикальные перемены. В Минпросвещения планируют убрать обществознание из программы 6-8 классов, оставив всего 1 час в неделю в 9 классе. Преподаватели готовят петицию на имя главы Минпроса Сергея Кравцова. Родители также не понимают, как дети будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Сюжет
Власть

Ирина Мишина

Как пояснили «НИ» в пресс-службе Минпросвещения, в ведомстве уже разработан проект приказа, который предлагает исключить Обществознание из программы 6-8 классов. Предполагается оставить всего 1 час в неделю в 9 классе. Кроме того, в 10-м классе на обществознание также предлагают отводить один час в неделю. Программу 11-го класса планируют оставить без изменений — два урока в неделю.

«Детей хотят оторвать от реальности»

Документ опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов. В Министерстве просвещения нам также пояснили, что за счет сокращения часов на обществознание в полтора раза планируют увеличить число часов истории. В случае принятия приказа (а это вопрос, по сути, решенный), новые правила начнут действовать с 1 сентября 2025 года.

Честно говоря, от реформы Минпроса в шоке и учителя, и дети, и их родители. Ведь обществознание — едва ли не самый популярный предмет для сдачи ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 10 классе. Сдать успешно этот предмет на экзамене, имея за плечами всего год подготовки, — миссия практически невыполнимая.

«Родителей толкают тем самым на новые траты на репетиторов, потому что в школе за год подготовиться к экзамену, имея всего час урока в неделю, невозможно. Услуги репетитора по Обществознанию в Хабаровске стоят от 800 до 1000 рублей в час, в Москве и Питере, вероятно, дороже. Но иного пути у родителей не будет. Очень печально, что учителей об этой реформе не спросили. Убирая по сути обществознание из программы, тем самым скорее всего освобождают место не для истории, а для других новых предметах — семьеведения и начальной военной подготовки», — считает учитель истории и обществознания из Хабаровска Вячеслав Пильников.

Учителя и родители не довольны и тем, что, урезая числе часов обществознания, детей по сути отрывают от обсуждения реальности.

«Там не просто сокращается количество часов — урезаются темы по содержанию. Практически полностью уходит тема прав человека, социология, разговоры о власти. В чем причины? Скорее всего, в новом учебнике истории Мединского, в новых подходах к обучению. А ведь на обществознании обсуждают права человека, процессы, происходящие в современном обществе. Есть подозрение, что молодое поколение попросту хотят отключить от обсуждения действительности. Даже увеличив число часов истории, мы не дадим молодежи понимания процессов, которые происходят здесь и сейчас», — заявил «НИ» учитель Истории и Обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.

По мнению учителей, с которыми удалось переговорить «НИ», вопрос, почему сокращают в школе обществознание, в этой истории самый важный.

«В нынешнем учебнике по обществознанию Леонида Боголюбова много места уделено теме прав человека. Очевидно, это кого-то в Минпросвещения не устраивает. Также в курсе с 7 по 9 класс было много важных тем, связанных с политикой и системой власти в стране. Многое связано с социально-духовной сферой нашего общества. Неужели в Минпросвещения хотят, чтобы у нас выросло поколение социально безграмотных и беспомощных людей, которые не знают права и обязанности гражданина?», — задается вопросом учитель Обществознания из Хабаровска Вячеслав Пильников.

Зачем постоянно «кромсать» школьную программу?

Дети тоже пребывают в некоторой растерянности после нововведений Минпросвещения. Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ на таком урезанном школьном багаже, никто не понимает.

«Нет ни одного прецедента в школьной программе, когда ОГЭ сдается после всего года изучения предмета, — считает учитель и Истории и Обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков. — Тут надо будет скорее всего вносить изменения в программу экзаменов. А ведь Обществознание — едва ли не самый популярный предмет на экзаменах сегодня. На ОГЭ в нашей школе сдают Обществознание более 50% учеников, на ЕГЭ около 40%. Но сейчас судьба ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию нам не ясна даже на уровне слухов».

Учителя возмущены и тем, что школьная программа постоянно меняется, зачастую бездумно, и при этом никто не спрашивает мнение профессионального педагогического сообщества.

«Сначала ввели новый предмет ОДКНР — основы духовно-нравственной культуры народов России, потом заменили его краеведением, а теперь вот хотят ввести еще один новый предмет под названием „Горизонты“, на котором будут говорить о профориентации. Совершенно бездумная затея — все равно, что заниматься физкультурой, сидя за партой. До этого статистику выделили в отдельный предмет, хотя потом признали, что в составе математики это было бы лучше. Происходит какое-то бездумное шараханье из стороны в сторону, и все это — в отрыве от реальности и запросов самих учеников», — пояснила «НИ» учитель истории и обществознания школы №2 г. Режа Свердловской области Марина Шарова.

Кто мешает детям стать личностью?

История с отменой обществознания дошла и до политиков. По поводу сокращения этого предмета высказался и председатель комитета по делам молодежи Госдумы Артем Метелев:

«Обществознание было моим любимым предметом. Оно учит критическому мышлению, формирует гражданственность и ответственность, помогает стать личностью, разобраться в общественных процессах, уважать других людей, защищать свои права. Обществознание — это самопознание себя, изучение сущности человека. Как можно его убирать, да еще в таких масштабах? Кого мы хотим воспитать? Считаю данное решение большой ошибкой, которую необходимо предотвратить. Нам нужно мыслящее и ответственное поколение».

Учителя и сами ученики считают, что выход из создавшейся конфликтной ситуации — в широком общественном обсуждении инициатив Минпросвещения, которые касаются миллионов учеников, да и их родителей тоже.

«Перед тем, как принимать такие решения, было бы правильно организовать обсуждение реформы, нового учебного плана, а также услышать мнение всех сторон, включая детей», -считает учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.

"