Posted 20 февраля, 20:59

Published 20 февраля, 20:59

Modified 20 февраля, 21:06

Updated 20 февраля, 21:06

Так, различия в мозге могут влиять на то, как мужчины и женщины воспринимают себя, как они взаимодействуют с другими людьми и как вспоминают прошлый опыт

Ученые наконец выяснили, чем на самом деле отличается мозг мужчин и женщин

20 февраля 2024, 20:59
Фото: Midjourney

Ученые наконец выяснили, чем на самом деле отличается мозг мужчин и женщин

Исследователи попытались доказать, что пол играет важнейшую роль в развитии человеческого мозга, в старении и в проявлении психических и неврологических расстройств.

Юлия Литвиненко

Ученым наконец удалось впервые доказать, что мозг мужчин и женщин работает по-разному, пишет Gen. Вообще вопрос о том, отличается ли мужской и женский мозг, и если да, то чем, — рассматривался довольно давно и породил споры в научном сообществе. Так, некоторые ученые утверждали, что различия определяются обществом, а не биологией.

Тем не менее новое исследование, проведенное учеными из Стэнфордского медицинского университета, показало решающую роль пола как биологической детерминанты в организации человеческого мозга.

Различия между мужским и женским мозгом вычислил ИИ

Для исследования эксперты разработали новую модель искусственного интеллекта, которая в ходе испытаний более чем на 90% успешно определяет, принадлежат ли МРТ-сканы мозга человека мужчине или женщине.

По словам доктора философии, профессора психиатрии и поведенческих наук и директора Стэнфордской лаборатории когнитивной и системной нейронауки Винода Менона, главная причина для проведения такого исследования было доказать, что пол играет важнейшую роль в развитии человеческого мозга, в старении и в проявлении психических и неврологических расстройств.

«Выявление последовательных и воспроизводимых половых различий в здоровом мозге взрослого человека — важнейший шаг к более глубокому пониманию половой уязвимости при психических и неврологических расстройствах», — добавил он.

В рамках исследования ученые создали модель нейронной сети, которую обучили классифицировать данные функциональной МРТ головного мозга в состоянии покоя. Когда исследователи показывали модели снимки мозга и говорили ей, что перед ней мужской или женский мозг, модель начинала «замечать» те тонкости, которые могут помочь ей определить гендер.

По словам ученых, ИИ обнаружил достоверные половые различия в более чем 90% случаев, таким образом превзойдя результаты предыдущих исследований.

Так, при тестировании около 1 500 сканов мозга нейронная сеть почти всегда могла определить, от кого получен скан — от женщины или мужчины.

Где кроются различия между мужским и женским мозгом

Исследование показало, что различать полы можно по активности в «горячих точках».

К ним относится «сеть режима по умолчанию» — область мозга, которая считается неврологическим центром «Я» и играет важную роль в самоанализе и восстановлении личных воспоминаний.

Также задействована лимбическая система. Она помогает регулировать эмоции, память и справляться с сексуальной стимуляцией, а также стриатум, который важен для формирования привычек и вознаграждений.

Эксперты пояснили, что различия в мозге могут влиять на то, как мужчины и женщины воспринимают себя, как они взаимодействуют с другими людьми и как вспоминают прошлый опыт.

Выводы ученых

Вместе с тем, по мнению ученых, эта работа не дает ответа на вопрос, возникают ли половые различия на ранних этапах жизни, могут ли они быть обусловлены гормональными различиями или разными социальными обстоятельствами, с которыми чаще сталкиваются мужчины и женщины.

Тем не менее они надеются, что обнаружение различий между мужским и женским мозгом может стать главным фактором в борьбе с неврологическими или психиатрическими заболеваниями, которые по-разному действуют на женщин и мужчин.