Posted 16 февраля, 14:41

Published 16 февраля, 14:41

Modified 16 февраля, 14:50

Updated 16 февраля, 14:50

В сантиметре от катастрофы: два самолета едва не столкнулись в небе

В сантиметре от катастрофы: два самолета едва не столкнулись в небе

16 февраля 2024, 14:41
Фото: foreign-resorts.ru
Российский грузовой самолет Ан-72 и военно-транспортный Ил-76 едва не столкнулись в небе над Омском. Что стало причиной инцидента и как избежать подобного в будущем, «НИ» разбирались с экспертами по авиации.
Сюжет
Авиация

Ирина Мишина

15 февраля следовавший из Караганды Ан-72 и выполнявший тренировочный полет Ил-76 пролетели на крайне близком расстоянии друг от друга. Диспетчеры оперативно отреагировали на ситуацию и столкновения удалось избежать.

Оба самолета успешно приземлились на аэродроме.

Естественно возникает вопрос: кто координировал полеты — единое ведомство или несколько разных?

«Причины этого происшествия достаточно странные. Дело в том, что полеты координирует сейчас единая система — Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ. В числе прочего она согласует и координирует движение гражданских и военных самолетов. Инцидент достаточно серьезный и его надо тщательно расследовать, потому что любое столкновение в воздухе — фатально, оно приводит к гибели всех, кто был на борту самолетов. То есть если бы самолеты эти столкнулись, погибли бы все. Что именно произошло? Я склоняюсь к тому, что это могла быть ошибка пилотирования или ошибка диспетчеров», — заявил «НИ» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андре Патраков.

В свою очередь президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников считает, что могла произойти рассинхронизация в действиях военных и гражданских диспетчеров.

«Раньше существовал единый центр управления воздушным движением, куда входили представители и военного ведомства, и гражданской авиации, и работали они сообща. Были зональные центры и центры в военных округах, они координировали все вопросы, сейчас этого нет, поэтому и происходят инциденты в воздухе», — заявил Валерий Шелковников.

Однако, эксперт во навигационным системам Андрей Яблоков видит в произошедшем человеческий фактор.

«Все же надо учитывать, что у диспетчеров сейчас мощное программное обеспечение, а на борту самолетов установлены бортовые системы предупреждения столкновений, и эта система дает указания пилоту при опасном сближении. Что произошло в небе над Омском? Надо учитывать погодные и человеческие факторы. Я не исключаю ошибки экипажа», — заявил «НИ» авиаэксперт Андрей Яблоков.

В любом случае авиаэксперты сходятся во мнении, что необходимо создавать специальную комиссию по расследованию этого инцидента.

Известно, что случаи столкновения самолетов в воздухе приводят к фатальным последствиям. Так, 24 августа 1981 года в небе над Амурской областью близ Завитинска гражданский самолёт Ан-24РВ, столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К, выполнявшим метеоразведку. Оба самолёта разрушились в воздухе и упали на землю. В катастрофе погибли 37 человек, единственной выжившей стала студентка Лариса Савицкая. Она пережила падение с высоты более 5 километров.

Инцидент в небе над Омском — не первый в этом месяце. Ранее в Карелии потерпел крушение вертолет МИ-8 МЧС России. Воздушное судно пропало с радаров 4 февраля. На следующий день стало известно, что борт рухнул в Онежское озеро. На борту находились три члена экипажа, выживших нет. Рассматривается несколько версий крушения, в том числе нарушение правил безопасности полетов, ошибка пилотирования и техническая неисправность.

Также Росавиация сообщала, что до этого в аэропорту «Шереметьево» чуть не столкнулись два самолета. Одному пришлось отложить взлёт из-за сокращения интервала эшелонирования с заходящим на посадку другим самолётом.

"