Posted 10 февраля, 11:04

Published 10 февраля, 11:04

Modified 10 февраля, 11:06

Updated 10 февраля, 11:06

Запахи могут заставить нас принять то или иное решение

Ученые выяснили, как запахи влияют на принятие решений

10 февраля 2024, 11:04
Фото: pixabay.com
Запахи могут заставить нас принять то или иное решение
Оказывается, нос — «проводник» в принятии нами решений. Дело в том, что в человеческом мозге имеются клетки, которые можно стимулировать с помощью запахов. Это выяснили ученые из медицинского кампуса Аншутц Университета Колорадо.

Ирина Лебухова

Проведенное исследование показало, что «клетки времени» (в области мозга, которая отвечает за память) несут ключевую роль в функционировании гиппокампа. А также работа ученых продемонстрировала, какая именно роль им отведена в ассоциативном обучении.

В проведенном на мышах эксперименте было установлено оборудование, периодически источавшее запах фруктов. Мыши чувствовали этот аромат и бежали облизывать устройство. Из него в этот момент начинала выделяться сладкая вода. Когда такого запаха не было, устройство выделяло минеральное масло.

Мыши логику вскоре поняли и начали бросаться на устройство только после того, как оно начинало пахнуть фруктами. То есть они связали запах с результатом их действий. Так они учились принимать решение.

Чем чаще мыши ощущали запах, тем скорее происходила стимуляция клеток в определенной области мозга. Затем подопытные начали отдавать предпочтение фруктовому запаху, гиппокамп заставлял их принимать именно такое быстрое решение.

«До этого мы не знали, что в гиппокампе есть клетки, принимающие решения. Однако они не всегда включены, потому что в противном случае стимулы могут стать непреодолимыми», — рассказал старший автор исследования Диего Рестрепо, доктор философии, нейробиолог и профессор клеточной биологии.

Результаты эксперимента расширяют область уже имеющихся знаний о том, как мы принимаем быстрые решения, на которые надо дать реакцию «да» или «нет». Теперь ученые знают, что гиппокамп включает «клетки времени», прогнозирующие решения, которые подскажут вам, что следует запомнить, а что — проигнорировать. Это решение будет закодировано в нейронах; когда появится триггер, вы немедленно его извлечете» и активируете.

Запахи как машина времени

Запахи влияют и на наши эмоции, уверена белорусский психолог из «Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии» Татьяна Бондаренко. Она назвала запахи «спусковым крючком», при «нажатии» на который человек вспоминает прошлое. Запах может «вернуть» человека, как в машине времени, в далекое прошлое — аромат напомнит буквально обо всем. Прическе, обстановке на улице, одежде, о человеке, который был рядом …

Запахи влияют на эмоции, а те — на поведение. От действия запахов ведется цепь последствий. Ароматы — это и о биологии, и о личном опыте.

«Кстати, восточные народы используют запахи для повышения тонуса. В Африке до сих пор существует племя, где жену и мужа выбирают только по запаху. Разводов не бывает», — привела пример эксперт.

Аромат — двигатель торговли

Поскольку запахи вызывают ассоциации, этим начали активно пользоваться в коммерческом секторе. Речь тут даже не о производстве духов и туалетной воды. Речь о том, что некоторые запахи буквально заставляют покупателей раскошелиться. Продавцы могут реализовать больше товара, если выберут правильный аромат рядом с ним.

В супермаркетах, например, устанавливают приборы для ароматизации. Порядка сотни ароматов применяется для продажи хлеба и других мучных изделий. Казалось бы — зачем генерировать искусственный аромат хлеба там, где этот хлеб пекут? Но ведь просто невозможно выпекать булки беспрерывно. Вот и идут на такие уловки.

Самые притягательные запахи имеют «вкусные» названия. Это «горячий хлеб», «пекарня», «булочки с корицей», «пирожные», «кекс», «тирамису»… Кофейни тоже пользуются такими методами. Как показали подсчеты, покупатели, которые «пришли на запах», тратят на 20% больше.

В Соединенных Штатах производители молока и йогурта даже выпустили плакаты, которые пахли печеньем. Американцы любят пить молоко с печеньем, а значит, непременно сработает ассоциация.

Коммерческие секреты

Мы собрали перечень «ароматных хитростей», которые применят именитые производители и продавцы по всему миру:

1. Самый крупный магазин Samsung в Нью–Йорке пахнет медовой дыней.
  2. Бизнес-класс British Airways пахнет луговыми травами.
  3. Банки кофе Nescafe созданы так, чтобы открывая их, сразу же ощущался аромат кофе.
  4. Британский модельер Томас Пинк стал известным, когда наполнил свои магазины запахом свежевыстиранного хлопкового белья.
  5. Procter & Gamble начала продавать салфетки для лица с запахом лекарств товарной марки сиропа от кашля. Так покупатели «переносятся» в детство.

И еще кое-что: в ресторанах фастфуда аппетитный аромат витает повсюду, но совсем не из гриля, а из аэрозольного баллончика через специальные трубы. Запах так и именуют: «аромат свежеприготовленного чизбургера с беконом».