Posted 2 февраля, 10:36

Published 2 февраля, 10:36

Modified 2 февраля, 10:38

Updated 2 февраля, 10:38

Транспортировка нефти существенно повышает дисконт

Вниз по новому кругу: скидки на российскую нефть выросли в полтора раза

2 февраля 2024, 10:36
Фото: Суда и судостроение
Транспортировка нефти существенно повышает дисконт
Скидки на российскую нефть Urals опять начали свой рост и превысили ноябрьские значения в полтора раза. Большую часть дисконта съедает транспортировка — танкеры с российской нефтью идут в обход Аденского залива и разбушевавшихся хуситов. Ситуация может стабилизироваться, но не улучшится.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

После начала СВО каждый новый год в стране начинается с повышения скидок на российскую нефть. И сколько бы не рассказывали чиновники из экономического блока, что углеводороды перестают играть решающую роль в доходах бюджета, реальность такова, что нефтянка остается главным поставщиков валюты в страну. Почему российские экспортеры теряют деньги на этот раз?

Сколько стоит российская нефть?

Фортуна была менее благосклонна к нефтяникам в 2023 году. Нефть потеряла в цене, по сравнению с 2022 годом, 21%. Если в первый год СВО российские компании продали «черное золото» по среднегодовой цене 79,57 долларов за баррель, по данным Минфина за январь–октябрь 2022 года, то в прошлом году с января по ноябрь эта цифра составила 62,89 долларов. Среднегодовая цена за счет продаж декабря немного подросла, так что годовой итог только на 1 цент не дотянул до 63 долларов. Таким образом, нефтянке удалось пробить санкционный потолок в 60 долларов.

Эксперты не ожидают существенных изменений цены на нефть, хотя при такой нестабильности в мире колебания более чем вероятны. Угрозы прошлого года — хуситы в Аманском проливе, нарастающее санкционное давление со стороны США на всех участников цепочки по продаже российских углеводородов — сохраняются.

По мнению аналитика банка БКФ Максима Осадчего, к концу нынешнего года Urals может стоить 65 долларов:

«Исходя из котировок на бирже ICE, можно предположить, что цена Brent к концу следующего года будет на уровне $75 за баррель. Разница между ней и Urals сократится примерно до $10. Значит, Urals подорожает до $65».

Однако в том-то все и дело, что скидки на российскую нефть не уменьшаются, а именно они повлияют на то, сколько будет стоить «бочка».

Скидочный «паркур» сохраняется

Еще в октябре прошлого года некоторые эксперты предрекали сокращение скидок на российскую нефть до значений меньше 10 долларов за баррель, однако этого не произошло. В конце ноября аналитики зарегистрировали минимум по дисконтам, а уже в декабре они начали свой рост. Как известно, точных данных ни о контрактной цене, ни о скидках нет, все засекречено, однако по косвенным признакам эксперты достаточно точно высчитывают значения послаблений для покупателей. Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев говорит:

— На мой взгляд, если мы говорим про дисконт в российских портах о нефти марки Urals, речь может идти в первом квартале на уровне 16 — 18 долларов за баррель. Это много, это более чем в полтора раза выше ноябрьских показателей.

Больше всего от гибридных боевых действий на Ближнем Востоке и прямых — в Украине пострадала Urals, которая поступает в Азию с Балтики. Восточносибирская нефть отгружается в Приморском крае со скидкой в 5 долларов за баррель, а приходит в Индию и Китай на ворота НПЗ с дисконтом в 1,5 — 2 доллара, поскольку стоимость фрахта составляет 3 доллара за баррель. С нашей основной маркой дела обстоят значительно сложнее.

По мнению Сергея Кондратьева, продавцы нефти марки Urals из двузначных цифр дисконта в этом году не выйдут:

— По Urals стоимость фрахта ещё больше, потому что Urals из портов Балтики через полмира везём в Индию или Китай. С этой точки зрения, долгосрочный дисконт будет составлять 7 — 8 долларов при нормальной, спокойной и стабильной ситуации на нефтяном рынке. Но это за горизонтом 2024 года. В 2024 году, в первом квартале, я думаю, 16 — 18 долларов, к концу года — 10 — 12 долларов с барреля.

Опасный покупатель — Индия

Весь декабрь индийские НПЗ не принимали танкеры с другой российской нефтью — приморской маркой «Сокол». Виноваты в этом санкции. США значительно усилили давление на владельцев танкеров и страны, покупающие российскую нефть и нефтепродукты, в первую очередь, Индию. В ход шли угрозы вторичных санкций и «пряники», как писали «НИ», когда индийская алмазная промышленность вдруг получила выход на рынки, закрытые для нее ранее.

Однако главная причина в том, что индийские НПЗ хотели все тех же скидок.

— Были введены санкции против отдельных компаний, против отдельных танкеров. Дальше возникла ситуация, связанная с тем, что если в цепочке поставок возникает компания, попавшая под санкции, это приводит к тому, что всё немножко усложняется. Я думаю, что это ситуация временная. Мы сталкивались с подобными кейсами и в 2022 году, и в 2023 году. Я думаю, что решение будет найдено, потому что индийские власти говорили неоднократно, что для них очень важна стоимость нефти. Российская нефть «Сокол», если говорить про качество, это хорошая, лёгкая нефть, которая востребована на индийском рынке, и по цене она поставлялась на достаточно конкурентных условиях. Поэтому я думаю, что здесь закупки продолжатся. Сейчас это временная ситуация, — уверен Сергей Кондратьев.

Если индийские НПЗ сократят импорт российской нефти, им придется покупать на Ближнем Востоке и платить на 10-12 долларов больше за каждый баррель. Покупка Брента съест больше половины маржи НПЗ, и на это производители нефтепродуктов точно не пойдут. Косвенным признаком тому, что ситуация разблокируется, стал тот факт, что танкеры с российской нефтью опять начали движение. Это хороший знак.

Что ждет цены на российскую нефть дальше

Если бы все было хорошо, и мир жил в мире и стабильности, хотя бы относительной, то дисконт на российскую нефть не превышал бы 7-8 долларов за баррель в 2024 году. Однако на планете не утихают сразу несколько локальных конфликтов, поэтому спокойной жизни для экспортеров не предвидится. Можно, конечно, говорить, что российские компании легко обходят западные санкции, и нам море по колено, однако эксперты опасаются давать такие шапкозакидательские прогнозы, хотя и в пессимизм впадать никто не собирается.

— Да, вторичные санкции влияют на рынок, они важны, они в моменте могут достаточно серьёзно искажать ситуацию на рынке, потому что понятно, что для наших партнёров из Индии и других стран, никто из них не хочет попасть под санкции. Это более чем понятное желание. Но я бы говорил про то, что в моменте вторичные санкции могут оказывать серьёзное влияние на рынок, но если говорить про горизонт нескольких месяцев или нескольких лет, то рынок к этому подстраивается, то есть, возникают новые компании, которые готовы работать в тех условиях, которые существуют, возникают новые решения, новые предложения по тому как торговать с учётом опасностей, — уверен Сергей Кондратьев.

Сейчас баланс спроса на нефтяном рынке складывается в пользу продавцов, хотя и избытка предложения нет. Тем не менее, в в первом квартале средняя скидка составит 16-18 долларов за баррель. Это, конечно, не 40 долларов, как было в начале 2023 году, но все-таки дисконт далек от нормального. Сергей Кондратьев дает такой прогноз:

— Если говорить про более длинную динамику, я думаю, мы пройдём тот же путь, который мы уже проходили дважды — в 2022 году и в 2023 году — сокращение дисконта к концу года, если у нас не будет какого-то резкого ухудшения в части геополитики, серьёзного ужесточения санкционного давления. В текущих условиях, на мой взгляд, дисконт снизится до 11 — 12 долларов за баррель.

О более далекой перспективе эксперты говорить не могут — слишком много «черных лебедей», слишком высока нестабильность в мире.

"