Posted 31 января, 12:30

Published 31 января, 12:30

Modified 31 января, 12:32

Updated 31 января, 12:32

Сеанс музыкальной терапии

Ритмы исцеления: как работает музыкальная терапия с тяжелобольными детьми

31 января 2024, 12:30
Фото: Соцсети
Сеанс музыкальной терапии
Уже почти двадцать лет московские музыканты практикуют в детских отделениях больниц уникальную музыкальную терапию.

Ипполит Сонатов

Музыка занимает огромное место в жизни человека — она и лечит, и учит, и воспитывает, и дарит наслаждение, и помогает людям стать ближе друг другу. Ученые считают, что музыка стала неотъемлемой частью социальной жизни человека более пятидесяти тысяч лет назад. Еще древнегреческие мыслители Аристотель, Пифагор и Платон писали о целительном воздействии музыки.

Как научное направление музыкальная терапия сформировалась, когда врачам во время и после двух мировых войн приходилось лечить не только раны, но психологические проблемы миллионов солдат.

Врачи и медсестры заметили, что после концертов в госпиталях у раненых повышается настроение, бойцы лучше едят, меньше жалуются на боль и быстрее идут на поправку. Госпитали начали обзаводиться музыкальными инструментами и принимать музыкантов на работу. А в конце 40-х годов в колледжах Европы и Америки были организованы курсы подготовки музыкантов для военных госпиталей. Постепенно профессия «Музыкальный терапевт» стала официальной специальностью.

В России, к сожалению, пока нет официальной профессии музыкального терапевта, но постепенно складывается общество коллег-музыкантов, проводятся конференции, мастер-классы, появляются первые специализированные программы в учебных заведениях (Москва, Санкт-Петербург, Казань). Но в основном музыкотерапия развивается силами энтузиастов-подвижников.

В Москве вот уже почти двадцать лет существует уникальная практика музыкальной терапии с тяжелобольными детьми в больницах. Интересна она и тем, что работает в тандеме с другими творческими и игровыми направлениями программы общественной организации «Творческое партнерство» «Желтый чемоданчик».

Символом проекта стал желтый чемоданчик из всеми любимого советского фильма. Специалисты приносят тяжелобольным детям в своих желтых чемоданчиках конфеты храбрости, порошки смеха и пилюли здоровья.

Еще у каждого специалиста есть свой волшебный набор. У художников — великолепная палитра акриловых красок, гуаши, акварели, пастели, маркеров. У клоунов — фокусы, фигурки из шариков, мыльные пузыри, и еще много каких-то забавных штучек. У игротерапевтов увлекательные настольные и спортивные игры. Сказкотерапевты хранят у себя книжки, перчаточные куклы и фантазию.

Что лежит в музыкальном желтом чемоданчике?

Базовые инструменты — гитара и укулеле, они и по отдельности хорошо звучат, и в ансамбле прекрасно сочетаются. На них обычно играют сами музыкальные терапевты, Хотя некоторые подростки с удовольствием осваивают премудрости игры на гитаре, особенно маленькой й веселой укулеле.

Ребята обычно играют на шумовых и ритмических инструментах -всевозможных стучалках, бренчалках, звенелках, шумелках, шуршалках и прочих штуках, извлекающих разнообразные звуки. На музыкальном языке это называется звучным словом «перкуссия» — от латинского «постукивание». Это веселое и шумное семейство разных и очень привлекательных инструментов — шейкеры, маракасы, трещотки, тон-блоки, клавесы, кастаньеты, бубенцы, тамбурины, румбы, гуиро, ложки, колоколочики, треугольники и прочие, прочие.

Особенно детей радуют овощные и фруктовые шейкеры. В чемоданчике лежат банан, баклажан, морковка, лимон, огурец, помидор, яблоко и даже перчик.

Музыканты проекта «Желтый чемоданчик» Елена Слонимская и Дарья Виноградова говорят, что музыкальная активность в условиях больниц имеет свои особенности — это своеобразный сплав занятия и концерта, формат, который предполагает включение всех участников сообразно их возможностям. И главная задача музыки здесь — создать настроение, положительный эмоциональный настрой, доставить участникам радость и удовольствие от встречи с музыкой и повысить качество жизни маленьких пациентов в условиях больниц.

По наблюдениям музыкальных терапевтов, даже пассивное слушание музыки приносит пользу — в процессе прослушания любимых песен у детей выравнивается дыхание, улучшается кровоснабжение, уменьшаются судороги, возникает мышечная реакция в неподвижных конечностях. Кроме того, музыка является универсальным языком общения, поскольку каждый может выразить себя с помощью доступных ему средств музыкальной выразительности — ритма, темпа, тембра, динамики, интонации и прочих.

Истории музыкальных терапевтов о работе с детьми в больницах объединяет трепетное отношение к каждому ребенку и его физическому и эмоциональному состоянию.

«В одной из палат мама кормила с ложки маленького сына, увидев гитару, обрадовалась: „Заходите, мы любим музыку!“ Начинаю потихоньку петь, а мама продолжила свое важное дело. „Ну как, не мешаем?“ — „Да что вы, еще шире рот открывает!“ Пою „вкусные песенки“, „Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку“, „Все по лавочкам сидят, кашу масляну едят“, пока тарелка не опустела» — рассказывает музыкальный терапевт РООИ «Творческое партнерство». Елена Слонимская.

«Когда я прохожу по палатам психо-неврологических отделений с музыкальными инструментами, часто родители говорят: „К нам не надо. Он (она) не будет реагировать, не разговаривает“. Но дети проявляют живой интерес и начинают концентрировать внимание, прислушиваться. Порой происходят настоящие чудеса. Маленькая Айшат, которая не держала головку, по опасениям мамы, могла испугаться звука. Но вместо этого, пыталась сосредоточиться на его источнике. А когда я предложила маме подыграть на маракасе, девочка взяла его, и мама воскликнула от неожиданности. Полуторогодовалая Айшат до этого момента ничего сама не могла держать в руках. Трудно передать восторг мамы, и, главное, у нее появилась надежда, что это — не случайность, и она сможет закрепить успех» — делится Дарья Виноградова.

Нас попросили заглянуть к девочке, у которой день рождения, но она лежит на ИВЛ и трудно понять, реагирует ли она на происходящее, разве что по глазам. Рядом мама. Мама понимает состояние дочки по взгляду, по мельчайшим изменениям мимики, по частоте дыхания. Тихонько жужжат приборы, светятся цифры на мониторах. Поем традиционное «Пусть бегут неуклюже…» «Смотрите, как сатурация повысилась!» — говорит мама (сатурация — важный показатель насыщения крови кислородом). Продолжаем петь и кажется, что Маша моргает в такт музыке»

«Я зашла в палату к мальчику, у которого были послеоперационной боли, в тот момент, когда действия обезболивающих заканчивалось и было видно, что ему плохо. Мы выбрали одну из его любимых песен. И я запела. Постепенно ребенок успокоился, стал подпевать, боль уже меньше его беспокоила. Пришла медсестра, а мы продолжали петь, пока новая доза обезболивающего не начало действовать», — вспоминает Дарья.

Одну из главных ролей в этой терапии играет ритм

У музыкальной терапии нет противопоказаний, каждый возьмет от общения с музыкой что-то свое. И хотя точный механизм воздействия музыки на здоровье человека пока не установлен, известно, что вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клетку нашего тела, в результате чего изменяются физиологические процессы, происходящие в организме. Каждый орган человеческого тела имеет свои тоны и ритмы, взаимодействующие друг с другом и с музыкальными волнами, оказывающими на них регулирующее воздействие.

Чрезвычайно важна здесь роль ритма. Интересно, что понятие ритма в разных дисциплинах трактуется по-разному: в биологии и медицине ритм — это равномерно чередующая пульсация, цикличные процессы организма (биение сердца, ток крови, дыхание). В музыке этому соответствует понятие метра, метрической пульсации.

В здоровом организме все работает как часы — ровно, четко, ритмично. Но если что-то сбоит или западает, биологический ритм — музыкальный метр тоже начинает функционировать с искажениями, порождая и наслаивая вторичные нарушения (так, детям с нарушениями речи сложно удерживать темп и метр из-за базово нарушенного чувства ритма).

Поэтому так полезно подкреплять речевой акт произвольными движениями — сопровождением звучащими жестами, игрой на шумовых инструментах и звукоподражанием.

«У музыкантов и игры специальные — мы не только звучим на инструментах и поем песни, но и играем с детьми — комментирует Елена — есть разные музыкальные игры — на развитие чувства метроритма и ощущения метрической пульсации, на восприятие разных элементов музыкального языка, на тренировку памяти и внимания. А кроме того, в подобных играх развиваются и коммуникативные способности, и навыки социального взаимодействия, ведь это всегда взаимный процесс — я вижу и слышу других, а они — меня».

«Вот еще одна из любимых детьми игр — рассказывает Дарья — в дирижера. Она требует от участников не только развитого чувства ритма, но и силы воли, навыков самоконтроля и выдержки. Ведь не так просто внезапно остановить музыкальное высказывание, для этого надо внимательно следить за дирижерским жестом и прислушиваться к другим участникам музицирования, иначе все — зеванул и вылетел из своей партии».

На музыкальных встречах ребята не только получают удовольствие от игры и творческого процесса, но при этом незаметно учатся договариваться, взаимодействовать между собой так, чтобы всем было хорошо.

«Для музицирования мы используем разные инструменты, и порой несколько человек сразу хотят играть на одном и том же, ну, скажем, на барабане. И тогда мы договариваемся, что будем меняться инструментами после каждой песни, чтобы никому не было обидно. И вот, понаблюдав за этим, малышка, которая еще и разговаривать не умеет, подходит к одному из ребят и протягивает свой инструмент. И всем абсолютно ясно, что она этим говорит: „Давай меняться!“ Девчушка немного играет на полученном инструменте и протягивает его следующему, а потом проделывает это снова и снова… Так, параллельно общей музыкальной игре, идет игра „давай меняться“ — маленький человек осваивает новое для себя действие — обмен, радуется этому и осознает, что меняться даже интереснее, чем просто подойти и взять то, что хочется.

Или еще одна история: в конце, когда «перепеты все песни», и мы складываем все инструменты в чемоданчик, каждый может еще немного поиграть на чем-то, на чем не наигрался. Одна из девчонок заигралась на глюкофоне и никак не могла остановиться, хотя рядом стоял еще один желающий и просил дать хотя бы одну палочку, чтобы он тоже мог поиграть. Тогда я достала вторую пару палочек и предложила ребятам играть вместе, а чтобы они не ссорились стала показывать: «Сейчас ты играешь, а сейчас ты, а теперь вместе…» Им так понравилось играть вместе, понравилось, что получается музыка, что они не пытались тянуть одеяло на себя и мешать друг другу. И тут подошел третий «претендент» на глюкофон, и произошло неожиданное — оба моих музыканта одновременно, без всяких уговоров протянули ему по одной из своих палочек, приглашая играть вместе».

Как стать музыкальным терапевтом в больнице

Прежде всего — сохранить в себе ребенка, способного удивляться, фантазировать, на ходу выдумывать небылицы.

Важно быть «человеком-оркестром», уметь играть не только на гитаре, но и на укулеле, флейте, мелодике, барабане.

«Меня как-то спросили: „Сколько песен нужно иметь в репертуаре, чтобы начать такие занятия? Штук десять хватит?“ Ну что тут ответишь? Наверно этот человек представлял, что я повторяю один и тот же маленький „концерт“ в каждой палате и рекреации. Но это совсем не так.

Приходя в больницу, никогда не знаешь, что из твоего песенного и музыкального запаса понадобится сегодня. Как-то в Морозовской больнице собралась группа поющих родителей — любителей бардовской песни. Уж так мы с ними спелись, хоть на Грушинский фестиваль поезжай. А иной раз совсем другой репертуар нужен: «Любэ» или «Кино», а чаще — песни из советских мультиков и фильмов», — отмечает музыкальный терапевт Елена Слонимская.

В репертуаре больничных музыкантов сотни песен разных стилей и жанров — игровые, потешки, скороговорки, авторские, городские, народные песни, джазовые стандарты, рок- и поп-композиции. А если не вспоминается песня, соответствующая обстановке, ее можно весело и дружно сочинить про что угодно в жанрах буриме или песен-бормоталок, как у Винни-Пуха. Или сочинить блюз.

«В Солнцево мы вместе с детьми сочинили несколько хитов — один повествовал о старой лисе, модном ёжике, который не любил шишки, и как лиса научила ежика варить самое вкусное в мире варенье из шишек. А другой хит про луну из сыра! Там были лунные мыши, которые ели луну — поэтому она вся в дырочку. И был лунный мышиный король, который не давал мышам есть луну, чтобы съесть всё самому. В конце концов лунные мыши свергли лунного короля и зажили счастливо на Сырной Луне. Интересно сочинять песни с детьми. Ты им задаёшь наводящие вопросы, а они выдают необычные идеи. Песня получается восхитительной!» — рассказывает музыкальный терапевт. Екатерина Лазуткина.

«В больницах время течет по-другому — иногда кажется, что дети не особо обращают внимание на смену времен года или времени суток, особенно когда находятся там подолгу. И когда в песнях об этом поется, я иногда вставляю речитатив или куплет о том, что происходит за окном, чтобы специально на этом зафиксировать внимание, например, что сейчас уже вечер и на улице стемнело, а утром шел дождь, и скоро вообще зима. И они с интересом, а порой и с удивлением смотрят в окно, а там иногда что-то и происходит любопытное)» — делится Дарья Виноградова.

Слоган программы «Желтый чемоданчик» «Вдохновляем детей выздоравливать» выражает суть работы музыкальных терапевтов — музыкально поддерживать детей в сложных жизненных обстоятельствах, повышать уровень их физического, эмоционального и психологического благополучия и дарить радость от встречи с музыкой.

Если Вас заинтересовала профессия музыкального терапевта, в апреле РООИ «Творческое партнерство» открывает школу больничных музыкантов, художников и клоунов» при поддержке Фонда Президентских грантов. Обучение бесплатное. Записаться в школу можно на сайте art-p.ru.

"