Posted 6 января, 18:09

Published 6 января, 18:09

Modified 6 января, 18:11

Updated 6 января, 18:11

Сотни домов в центральной России остались без тепла и света

Без тепла и света в минус 20. Кто ответит за замороженные дома и квартиры россиян

6 января 2024, 18:09
Фото: 1MI
Сотни домов в центральной России остались без тепла и света

Можно ли получить компенсацию за отключение света и отопления в мороз?

Сотни домов в центральной части России остались без отопления, люди по несколько дней мёрзнут в своих квартирах. Разбираемся, как получить компенсацию за жизнь без тепла.

В России свершилось невероятное: пришла зима. А вместе с ней и морозы в 20-30 градусов ниже нуля, которые в европейской части страны держатся уже почти неделю. Коммунальщики не справляются с возросшей нагрузкой, транспорт встал, люди замерзают без тепла и света.

Где замерзли дома

В подмосковном Подольске глава городского округа ввёл режим ЧС: в городе Климовске, который относится к Подольску, из-за прорыва теплотрассы более двух суток были лишены тепла 170 домов и местная больница. В четверг 40 домов на Северо-Востоке Москвы остались без света и отопления из-за сильного пожара на трансформаторной станции. А в домах по улице Римского-Корсакова отопления не было более суток. В городах Иннолово и Сертолово трое суток были отключены от теплоснабжения 250 домов из-за коммунальной аварии. В Воронеже 3 января без отопления остались 103 многоквартирных дома и 16 социальных объектов — коммунальщикам пришлось сливать воду из системы отопления, чтобы батареи не полопались. В Пензе 4 января без отопления и горячего водоснабжения остались 6 многоквартирных домов и 1 детсад.

Но настоящие чудеса выживания в мороз демонстрируют жители Екатеринбурга. 4 дома на улице Авиаторов оставались без тепла в морозы почти неделю.

Понятно, что люди в первую очередь заняты вопросом выживания. Но во вторую очередь можно подумать и про полагающиеся компенсации.

На какую компенсацию можно рассчитывать, если в доме или квартире нет тепла?

Закон чётко описывает такие ситуации: в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06 мая 2001 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прописано, что допустимая продолжительность перерыва отопления — не более 24 часов в течение одного календарного месяца. Разовая норма отключения — не более 4 часов при температуре в помещении 8-10 градусов, не более 8 часов при температуре помещения 10-12 градусов, не более 16 часов при температуре 12-18 градусов.

Также постановление указывает, что температура в комнатах в нормальных условиях должна быть не ниже 18 градусов, а в угловых комнатах — не ниже 20 градусов. Но на золотые горы не рассчитывайте: за каждый час задержки сверх нормативного отключения полагается скидка на оплату услуг поставщика тепла в размере 0,15% от начисленной стоимости услуг. Совсем немного. Также поставщик тепла должен оплатить неустойку в размере 3% от цены оказания услуги за каждый день просрочки.

У каждого гражданина РФ есть право получить компенсацию морального вреда через суд. Но и в этом случае выплаты будут более чем скромные. Обычно суды в России оценивают моральный вред в 3-6 тыс. рублей.

Так, например, в прошлом году жительница Тюмени обратилась в прокуратуру с жалобой за задержку подачи тепла на 5 суток в начале сезона из-за возникших технических проблем. Прокуратура установила факт нарушения и обратилась в суд с требованием компенсации морального вреда в 20 тыс. рублей. Но суд первой инстанции за задержку подачи тепла на 151,5 часа взыскал с теплоснабжающей организации только 3000 рублей. Суд второй инстанции взыскал с ответчика ещё штраф 1500 рублей.

Что делать, чтобы получить компенсацию за холодное жилье

Если вы остались без тепла, то надо придерживаться следующего порядка действий.

  1. Позвоните в аварийную службу и вызовите их сотрудника
  2. Проследите, чтобы сотрудник аварийной службы сделал замеры температуры в квартире и составил акт. Если по какой-то причине он отказывается это делать, то акт можно составить самим, но понадобятся подписи свидетелей. Например, соседей.
  3. Направьте претензию с описанием проблемы в управляющую компанию
  4. Направьте жалобу в прокуратуру, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор для привлечения поставщика услуги к ответственности. Чем больше государственных органов будет задействовано, тем лучше.
  5. Дождитесь подачи иска в суд надзорным органом или сделайте это самостоятельно

Процесс не самый простой и быстрый — если теплоснабжающая организация отказывается сразу компенсировать ущерб, без суда не обойтись. Дело может затянуться, если поставщик услуг, признанный виновным, подаст апелляцию. Но иного пути нет.

"