Posted 13 декабря 2023,, 23:13

Published 13 декабря 2023,, 23:13

Modified 13 декабря 2023,, 23:15

Updated 13 декабря 2023,, 23:15

Новое исследование выявило связь сокращения калорий с продолжительностью жизни

Новое исследование выявило связь сокращения калорий с продолжительностью жизни

13 декабря 2023, 23:13
Фото: 1MI

Новое исследование выявило связь сокращения калорий с продолжительностью жизни

Эксперимент был проведен на мушках, но, полагают ученые, для человеческого здоровья могут быть характерны аналогичные механизмы.
Питание

Американские ученые провели исследование, по итогам которого пришли к выводу, что сокращение калорийности рациона продлевает жизнь как старых, так и молодых плодовых мушек. Данные исследования были опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Так, в рамках исследования плодовых мушек кормили пищей с высоким содержанием сахара, белка и калорий. Такая еда имитировала современную переработанную пищу. У насекомых в результате развились метаболические нарушения — ожирение и сахарный диабет. Спустя некоторое время им изменили рацион, вдвое сократив объем потребляемых калорий. Часть дрозофил придерживались такой калорийности с момента появления на свет.

Как оказалось, молодые самцы мушек, которые перешли на низкокалорийную диету в возрасте 20 дней, показали хорошую продолжительность жизнь. Причем она была аналогична той, которая наблюдалась у насекомых, придерживавшихся низкокалорийной диеты с рождения. Примечательно, что и у старых мух с плохим здоровьем продлилась жизнь после ограничения калорийности.

У насекомых, которые потребляли высококалорийную пищу, в организме было больше липидов. Они затрачивали больше энергии на защиту клеток организма от окисления активными формами кислорода. При этом у доживших до 50-60 дней старых насекомых (обычно в этом возрасте мухи с метаболическими нарушениями умирают), которые перешли на низкую калорийность, изменился метаболизм, а также повысилась продолжительность жизни.

По словам ученых, результаты исследования показывают, что метаболизм мух может адаптироваться к изменению рациона даже в пожилом возрасте. Поскольку многие основные метаболические пути у плодовых мушек общие с человеком, это исследование позволяет предположить, что метаболизм человека может реагировать таким же образом. Чтобы в этом убедиться, ученым потребуются дополнительные исследования. Если этот эффект окажется верным для людей, это будет означать, что людям, страдающим ожирением, никогда не поздно улучшить свое здоровье с помощью диеты, указали исследователи.

Что говорят другие исследования

Проблема долголетия довольно долгое время занимает умы как обычных людей, так и ученых. Одна из методик замедления процесса старения, которую исследуют уже около сотни лет, представляет собой, казалось бы, простую вещь: к увеличению продолжительности жизни ведет 10-30% сокращение потребления калорий с пищей. Ранние эксперименты также подтвердили увеличение продолжительности жизни разнообразных организмов: от дрожжей до макак-резусов.

Первые экспериментальные данные о влиянии ограничения питания на продолжительность жизни общественности представили еще в начале 1900-х гг. Тогда были проведены эксперименты на крысах. Выяснилось, что ограничение приема пищи тормозило рост животных, но увеличивало продолжительность жизни.

Исследования 1935 года показали, что ограничение калорийности пищи на 40% у крыс, начиная с возраста, когда они переходили на обычную пищу с материнского молока, продляло их жизнь вдвое.

Также были проведены клинические исследования, показавшие некоторые положительные эффекты и не обнаружившие негативного воздействия 25% ограничения калорий на здоровье и самочувствие людей. Сложно судить об эффекте увеличения продолжительности жизни по итогам двухлетнего исследования, однако результаты наглядно показали, что у людей из группы, которая придерживалась диеты, значительно улучшилось настроение, общее состояние здоровья, сон и половое влечение по сравнению с контрольной группой, которая питалась как обычно.