Posted 2 ноября 2023,, 14:14

Published 2 ноября 2023,, 14:14

Modified 2 ноября 2023,, 14:16

Updated 2 ноября 2023,, 14:16

Ради низкой цены: почему производители молока и гречки играют с объемами продуктов

Ради низкой цены: почему производители молока и гречки играют с объемами продуктов

2 ноября 2023, 14:14
Работа на грани себестоимости подталкивает производителей продуктов к различным ухищрениям. Меняют ингредиенты в составе, сокращают объемы упаковок. Например, если ранее литр молока покупали за 85 рублей, то теперь за эти деньги можно купить лишь 850 мл. Однако эту лазейку, похоже, решили прикрыть.
Сюжет
Цены

Дорого, зато честно

В Генпрокуратуре инициировали поправки в ГОСТ 8.579-2019 по фасовке продуктов питания. Производителям молока, масла, сахара, соли, муки, круп и чая рекомендовали не уменьшать фасовку товаров, если они хотят выпускать свою продукцию по ГОСТу.

«Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 грамм, молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров», — говорится в сообщении на сайте надзорного ведомства.

В Генпрокуратуре отметили, что практика прокурорского надзора показывает, что производители нередко сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость.

«Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей относительно соответствия объема и веса товаров их стоимости», — заявили в Генпрокуратуре.

К изменению фасовок производителей подталкивает возросшая себестоимость. Например, по данным Союзмолока, в августе этого года себестоимость производства молока в стране выросла еще на 4,6%. В июле рост составил 4,1%.

Росту операционной себестоимости сырого молока способствует продолжающееся повышение цен на корма (на 1-5%), дизтопливо (на 19%) и электроэнергию (на 0,4%). Также сказывается ослабление рубля и рост инфляции в стране.

В союзе отмечают, что с 2017 года себестоимость производства молока увеличилась на 58,6%, а средние закупочные цены за этот период выросли всего на 10,8%.

Гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков отмечает, что полностью переложить возросшие затраты на производство товаров на потребителей производители не могут. На них давят ограниченные доходы населения, государство, которое требует не повышать цены, а также торговые сети, которые опасаются снижения продаж.

Тренд на порционность

Проблема заключается в том, что ГОСТ не является документом, обязательным для исполнения. Производители могут выпускать свою продукцию как по госстандарту, так и по техническим условиям, главное, чтобы она соответствовала техническому регламенту Таможенного союза о безопасности пищевой продукции.

Тренд на сокращение фасовок в стране существует уже несколько лет. На полках начали появляться шоколадки по 85-90 грамм вместо привычных 100 грамм, крупы стали фасовать не по одному килограмму, а сначала по 900, затем по 850 и даже 800 грамм. Даже пиво теперь продается в банках не по пол-литра, а по 400 мг.

Так, по словам Ивана Федякова, сейчас во всем мире наблюдается тренд на порционность — потребителю удобнее купить еду на один раз, а производителям — уменьшить упаковку, чем менять рецептуру в погоне за маржой.

Ранее в Генпрокуратуре уже предостерегали производителей социально значимых товаров о недопустимости уменьшения размера фасовки товаров при сохранении прежней цены. В Генпрокуратуре напомнили, что за обман граждан, злоупотребления и ценовые сговоры предусмотрена ответственность.

«Участники рынка, которые скрывают от населения достоверную информацию о товаре и вводят в заблуждение относительно изменения его реальной стоимости, своими действиями могут спровоцировать социальную напряженность. В этой связи Минпромторгу России предложено принять меры по урегулированию ситуации, в том числе путем введения единых требований к фасовке товара», — заявляли в августе в Генпрокуратуре.

Тогда же депутаты инициировали поправки в закон «О защите прав потребителей». Предлагалось обязать магазины указывать на ценниках цену за округленную единицу веса или объема товара — за 1 л или 1 кг. Однако в Минпромторге поправки не поддержали. В министерстве заявили, что вопрос не актуален для целого ряда товаров, например, для кофе, чая, конфет, жевательной резинки или чипсов. Однако принятие данного закона увеличило бы траты торговых сетей на выкладку товаров и подготовку ценников.

В Минпромторге тогда предложили ввести единые стандарты фасовки, чтобы потребителям было легче сравнивать цены на аналогичные товары.

"