Posted 30 октября 2023,, 08:54

Published 30 октября 2023,, 08:54

Modified 30 октября 2023,, 08:56

Updated 30 октября 2023,, 08:56

Москва тоже плачет: дефицит школьных учителей добрался даже до столичного региона

Москва тоже плачет: дефицит школьных учителей добрался даже до столичного региона

30 октября 2023, 08:54
Фото: 1MI
Несмотря на то, что в школах московского региона учатся дети большинства федеральных чиновников, там происходят те же самые процессы, что и в других российских школах.

На прошедшей неделе «Новые Известия» посвятили большой материал острейшей социальной проблеме, которая встала перед страной: нехватке учителей.

О том, что дефицит учителей в российских школах достиг критических значений, говорят теперь даже чиновники, поскольку не заметить этого невозможно. В некоторых регионах дело доходит до отмены уроков и самообразования. А в большинстве школ педагоги вынуждены совмещать преподавание разных предметов, порой настолько разных (к примеру, технология и история), что ни о каком качественном образовании речи быть не может.

Назывались в этом материале и причины такого положения дел: тут и демография (именно сейчас детей школьного возраста в силу временного увеличения рождаемости в 2000-е годы, учится больше, чем когда бы то ни было), тут и нищенские зарплаты учителей, тут и их социальная неустроенность, и колоссальная нагрузка, и повальная бюрократизация, и еще многое другое…

При этом, таких проблем в школах Москвы и Московской области быть не должно, поскольку именно там учатся дети многочисленных региональных и федеральных чиновников, и уж они-то, разумеется, не допустят того, чтобы их чада выходили из школьных стен совсем безграмотными. Там и учителя редко жалуются на зарплаты и лишнюю нагрузку. Но так ли это в реальности?

На этот вопрос постарался ответить аналитик популярного канала «Русский research», который провел масштабный опрос на тему: «Есть дефицит учителей в школах Москвы и Московской области точки зрения учебного процесса. И сталкиваются ли эти школы хотя бы отчасти с перечисленными выше общероссийскими проблемами?».

За год может смениться по 2-3 учителя по некоторым предметам

Оказалось, что да, сталкиваются, хотя и не в такой степени. Вот только малая часть ответов самих москвичей и жителей Подмосковья:

— Проблема оказалась не в том, что предметы не преподаются. Они преподаются. Но на английский соединяют группы, хотя не должны, а у некоторых учителей по 40-50 уроков в неделю, потому что директора заставляют всеми правдами и неправдами всю нагрузку закрыть.

Этот дефицит невидимый, потому что все ведут по две ставки. А должны по одной за хорошую зарплату, потому что к нормальному уроку надо готовиться столько же времени, сколько его вести.

— В школе моих детей уроки, как таковые, не пропадают, но математику у 5 и 6 ведёт психолог, в началке, в одном из классов — педагог-организатор… Химию — вообще не поняла, кто ведёт, потому что вроде как она есть, но никто не может сказать внятно имя учителя.

— Вспоминается ковид в связи с этим: у супруга в школе болело больше половины учителей и, условно учитель математики заменял одновременно географию и литературу. Так и сейчас, ставят кого-то на замену, знакомая рассказывала, что у ребенка библиотекарь вела русский полгода. Ну, как вела… Вопрос в качестве такого преподавания, когда учитель вынужден вести по 40 часов в неделю. Да, зарплата будет и даже может выше по региону, но износ какой.

— Москва. В началке за 3 года сменилось 4 учителя, были долгие периоды «замен», когда уроки вели свободные учителя. И еще — во многих школах предметы ведут непрофильные учителя, то есть формально как бы проблем нет, уроки идут. Но. И это похоже частое явление, заменяют, ищут учителей и имеют свободные вакансии в начале (середине?) учебного года даже в топовых московских школах. Связано ли это с реальной нехваткой учителей и их недостаточным уровнем или это реализация спущенной сверху «зарплаты выше МРОТ» путем набора дополнительных часов/ставок — непонятно, скорее всего, конечно, вклад обоих факторов зависит от региона и уровня школы.

— Учителя ведут непрофильные предметы, учитель технологии ведёт географию.

— Математичка 5 лет играла в телефон, старшеклассники перешли в 10 класс почти на нуле, впереди ЕГЭ, у многих профильный-математика. Жалобы в течении года на смену педагога не помогли. Дотянули до края. Любительница айфонов перешла в другую школу. Теперь там будет готовить школьников к армии. Возможно, она с сговоре с военкоматом г. Москва.

— В Москве учителей физически не хватает. У жены в колледже, как минимум, одного математика так и не нашли, а там по сути та же школа для поступивших после девятого класса.

— Формально уроки не пропадают, и даже историю ведет историчка, но на уроках в основном дети читают и конспектируют учебник. Толку от нее как от педагога — ноль. В школе один хороший математик (поставили на инженерный класс, соцэк уже страдает с математиком уровнем гораздо ниже) и один хороший педагог по русскому и литературе (его разделили между инженерным и соцэком — русский у инженерного, литра у соцэка). Еще 4 параллели в школе этих приличных учителей даже не видели. Все остальные предметы в пролете, хоть и не пропадают формально. Москва, ЦАО.

— Московская область (Химки), лицей. С начала года нет учителя информатики, уроков нет. До этого были похожие проблемы с физикой. Все едут в Москву…

— Москва, общеобразовательная школа. Слышала разговор девятиклассниц, что в том году за учебный год сменилось три учителя физики, интересно, что в этом году будет, так как с начала года- опять новый учитель.

Директорам школ крайне невыгодно показывать наличие вакансий

Подводя итоги опроса, аналитик пишет: «Я намеренно выбрал форму вопроса, позволяющую оценить именно явный дефицит учителей в школе — такой, который приводит к систематическому отсутствию какого-либо предмета. Прекрасно понимаю, что есть и куда более серьезный неявный дефицит — например, когда один учитель тянет две ставки или ведёт не вполне профильный предмет, или когда размер класса приближается к 40 ученикам. Начнём с более простых вещей.

Итак, что показывает опрос? Во-первых, ситуация в Москве и Московской области (ожидаемо) намного лучше, чем в остальной России. Большинство федеральных чиновников, как вы понимаете, водят детей в школу именно здесь. Тем не менее, даже в столичном регионе есть проблемы: 15% участников опроса отмечают, что какие-то предметы пропадают более месяца, а ещё 8% — что какие-то дисциплины не преподаются более полугода.

В остальных регионах всё существенно хуже. Почти половина опрошенных (47%) отмечает, что у учеников систематически пропадают уроки по каким-либо предметам. Причём 31% говорят о перерывах длиной в месяц и более, 8% участников выбрали пункт «один предмет не преподаётся более полугода», и ещё 8% — «два и более предметов не преподаются более полугода». Замечу, мы говорим о выборке людей из научной и университетской среды, которые, как правило, контактируют с хорошими школами».

Да, это всего лишь опрос в телеграм-канале, но тенденция очевидна. И, кстати, способ получить объективные данные по нехватке учителей помимо волонтёрских независимых опросов, вряд ли существует, считает аналитик. Ведь муниципальные органы власти, и далее все по цепочке до Минпросвещения, не видят этого дефицита, поскольку директорам школ крайне невыгодно показывать наличие вакансий. Нагрузку до последнего распихивают по имеющимся учителям, а новых ищут посредством сарафанного радио. Отсюда и берутся бодрые заявления местных управлений образованием о том, что «штаты всех школ укомплектованы».

Иными словами, из опроса следует, что в регионах значительное число школ сталкивается с сильнейшим дефицитом учителей, который уже невозможно скрыть перераспределением нагрузки, привлечением студентов или другими административными мерами.

Причину каждый может найти самостоятельно, изучив официальную статистику по средним зарплатам учителей в различных регионах. Затем можно прикинуть среднюю зарплату за одну ставку, а ещё — зарплату начинающего учителя без категории. Не знаю, что к этому можно добавить. Наверное, стоит ещё какой-нибудь конкурс придумать для повышения престижа профессии учителя.

"