Posted 27 октября 2023,, 13:07

Published 27 октября 2023,, 13:07

Modified 27 октября 2023,, 13:09

Updated 27 октября 2023,, 13:09

Глава Чечни Кадыров и командир батальона имени шейха Мансура Геремеев

Борьба за символы: почему Рамзан Кадыров назвал батальон именем шейха Мансура

27 октября 2023, 13:07
Фото: Грозный Информ
Глава Чечни Кадыров и командир батальона имени шейха Мансура Геремеев
Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил о формировании батальона имени шейха Мансура. Шейх Мансур — один из столпов борьбы чеченцев за независимость против Российской империи. Его особенно чтили сепаратисты во время чеченских войн. Однако теперь шейх становится символом чеченской государственности.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил о создании чеченского батальона имени шейха Мансура. Батальон укомплектуют и передадут Министерству обороны РФ. Во главу батальона Кадыров поставил Руслана Геремеева, которого СК РФ пыталась допросить в далеком 2015 году в связи с убийством оппозиционного политика Бориса Немцова у стен Кремля и не смогла — в доме Геремеева следователям даже дверь не открыли. Теперь Геремеев возглавит батальон имени самого почитаемого в Чечне имама и борца с Россией. Почему для Кадырова так важно закрепить этот символ в федеральном масштабе?

Почему шейха Мансура почитают в Чечне

Рамзан Кадыров назвал шейха Мансура выдающимся представителем чеченского народа и первым имамом Кавказа. Шейх Мансур был личностью неординарной и таинственной. Он родился в селе, которое административно входит в столицу Чеченской республики Грозный. Известно о нем немногое. До Мансура шариат не был распространен в Чечне, люди исповедовали ислам, но жили по адатам — законам, которые передавались из поколения в поколение. Мансур распространил шариат среди горцев и сражался против войск Российской империи в 1785–1791 годах.

Историк и политолог Алексей Макаркин считает роль шейха Мансура в Чечне исторической:

— Шейх Мансур — одна из знаковых фигур чеченской истории. В разные эпохи его деятельность могла интерпретироваться по-разному. Где-то он борец за веру, где-то — борец против царизма и за свободу. Но уважение к нему чеченского общества остаётся. Это примерно так, как Шамиль, который жил позже, в другую эпоху, но можно провести параллели. Образ шейха Мансура для чеченского общества важен.

Умер шейх в возрасте 31 года, далеко от своей Родины. В 1791 году во время штурма Анапы в Русско-Турецкую войну Мансура взяли в плен. Его приговорили к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости «за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи». Умер шейх три года спустя, в 1794 году. Хоронили его тоже не на Кавказе — его могила расположена на другой стороне Невы напротив Шлиссельбургской крепости.

Казалось бы, шейх Мансур был врагом России, а теперь бойцы батальона его имени будут сражаться на украинском фронте на стороне России. Зачем чеченскому правителю это нужно?

Для легитимизации все символы хороши

Чеченский опыт в связи с трактовкой образа шейха Мансура трудно назвать уникальным. Достаточно вспомнить, например, интерпретацию взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. В Татарстане она резко отличается от федеральной.

— Другое дело, что может быть, это не так афишируется, не так продвигается, но интерпретации разные. В Татарстане совсем другое восприятие взятия Казани, чем в Москве. Другое дело, что там не учреждают батальонов и наград в честь правителей Казанского ханства, но интерпретации очень отличаются, — говорит Алексей Макаркин.

Историк полагает, что Рамзану Кадырову для легитимизации себя как главы Чечни нужны разные образы, связанные с историей страны. Он к ним и аппелирует, показывая тем самым, что шейха Мансура чеченские власти отдавать сепаратистам не намерены:

— Он продвигает образ своего отца — Ахмата Хаджи, что тот увидел, что столкновение с Россией чревато для чеченского народа катастрофой и пошёл на договорённость. Это тоже элемент этого образа, символ того, что защищать интересы народа можно разными средствами. То есть, всё взаимодополняется и увязывается.

Исторические символы и политическая конъюнктура

В 30-е годы Сталин, которого ненавидит вместе со всем чеченским народом Рамзан Кадыров, изменил революционную формулировку о роли царской России в истории Европы. Поначалу в учебниках истории было написано «Россия-жандарм Европы». Сталин «элегантно» поменял Россию на царизм, и получилось «Царизм-жандарм Европы». Изменение было небольшим, однако ответственность за внешнюю политику страны перекладывалась на царя, а не на весь народ.

Белорусская оппозиция активно использует образ Катуся Калиновского. В советское время Калиновский считался борцом против царизма, а сейчас оппозиция стилизует его как противника России. Президент Белоруссии Лукашенко до выборов в 2020 году любил использовать Калиновского как символ белорусской независимости. В России консервативные историки всегда считали Катуся Калиновского поляком и врагом, но их время пришло после 2020 года, говорит Алексей Макаркин:

— Разные ситуации. Если за образ шейха Мансура Кадыров готов бороться, чтобы не отдавать его своим противникам и противникам России, то за образ Калиновского в настоящее время Лукашенко не готов бороться, хотя я не знаю, что будет завтра.

Кроме того, образ независимого борца за особую идентичность чеченского народа шейха Мансура нисколько не вредит Кадырову, а в определенном смысле даже помогает. Вот получил его сын уже три государственные награды за избиение в тюрьме заключенного под видеокамеры, и в Москве никто даже слово против не сказал. Пока Кадыров будет трактовать образ шейха Мансура в региональном аспекте, никаких возражений из Кремля он точно не получит.

Борьба за символы

Образ шейха Мансура активно использовали сепаратисты во время чеченских войн. До сих пор те, кто покинул Чечню, но не оставил своих убеждений, живя за границей почитают шейха как главного борца за независимость из родины.

Рамзан Кадыров, как показывает его решение назвать батальон именем Мансура, не собирается отдавать символ и трактует его по-своему, говорит Алексей Макаркин:

— Здесь дело в интерпретации. Образ шейха Мансура может интерпретироваться как образ человека, который боролся против того режима, который стремился лишить Чечню всякой самостоятельности, имперского унификаторского режима. А в то же время сейчас в Чечне мы видим, что действуют порядки, во многом отличающиеся от других субъектов федерации. Например, шейха Мансура можно представить как защитника ислама. Сейчас в Чечне строятся мечети, построена крупнейшая мечеть.

Интерпретации играют большую роль в исторической науке. Казалось бы, бОльших антагонистов, чем генералиссимус Суворов и главарь восстания Емельян Пугачев, представить себе сложно. Суворов подавлял восстание Пугачева, они были врагами, а в историю оба вошли как два положительных персонажа. Один выступал за государство — и это в исторической трактовке засчитывается Суворову в плюс. Пугачев воевал за народ, и эта роль тоже положительная.

Эти несоответствия, как ни странно, не смущают людей. Абсолютное большинство в любом случае принимает предлагаемую трактовку без больших вопросов. Тем более, если он будет слать на фронт батальоны.

Член комитета по обороне ГД РФ Дмитрий Кузнецов RTVI так выразил эту незатейливую мысль:

«По названию я просто не очень глубоко в теме шейха Мансура, я с ним лично не знаком, да и давно это было. Поэтому если люди, которые принимали решение о таком названии, видимо, Рамзан Ахматович Кадыров принимал, уверены, что сейчас шейх Мансур сражался бы на стороне России, то нормальное, хорошее название. У нас множество названий людей, которые сражались против русского царя когда-то. Но если сейчас они были бы с нами — так добро пожаловать»».

И действительно: добро пожаловать!

"