Posted 5 октября 2023,, 15:42

Published 5 октября 2023,, 15:42

Modified 5 октября 2023,, 15:45

Updated 5 октября 2023,, 15:45

ФАС предупредила нефтяников не задирать цены на АЗС

Письма счастья на АЗС: ФАС грозит нефтяным компаниям карами за высокие цены

5 октября 2023, 15:42
Фото: Коммерсант
ФАС предупредила нефтяников не задирать цены на АЗС
После вступления в силу запрета на экспорт бензина и дизтоплива власти взялись за заправки. Сначала ФАС показательно открыла шесть дел против мало кому известных местных АЗС. Но цены не падали. Сегодня «письма счастья» получили нефтяные компании, торгующие топливом внутри страны.

Запрет на экспорт нефтепродуктов должен был оказать предупреждающее воздействие не только на оптовый рынок внутри страны, но и на розницу. Оптовики отреагировали, как и ожидалось — цены стали падать. Розница не реагировала. Поскольку экономические меры в арсенал кабинета не входили, продолжили действовать административными. ФАС открыла дела на компании, торгующие в розницу на АЗС в разных регионах страны. Под раздачу попали «Осколнефтеснаб» в Белгородской области, «Газпромнефть-Региональные продажи» в Ростовской области, «Гудвилл-А» и «Реалграмм» в Ставропольском крае, «Ильский НПЗ им. А. А. Шамара» и «Славянск ЭКО».

«НИ» не раз сообщали о беспрецедентно высоких ценах на заправках Крыма. Автолюбители настолько отчаялись, что выбрали голосованием сеть заправок и начали их бойкот. Неудивительным образом, владеет сетью жена зампредседателя Крымской счетной палаты. Так же неудивительно, что ФАС не заметила дизель за 76 рублей за литр в Крыму и предпочла заняться заправками, более удаленными от властей.

Однако хаос в ценообразовании продолжился. Оптовые цены, которые сначала испугались Минэнерго, уже второй день подряд повышаются. Тонна Аи-92 на бирже стоит 58,3 тыс. рублей, Аи-95 — 60,9 тыс. рублей, дизеля — 63,8 тыс. рублей.

Уже начали ходить слухи, что затоваривание дизтопливом на складах Транснефти приобретают черты катастрофы. Куда девать запрещенный дизель? Хотели приспособить цистерны РЖД, пока подчиненные Александра Новака решат, что делать с соляркой, но лишних цистерн у РЖД не нашлось — самим надо, тем более, что дизтопливо — товар двойного назначения, нужный в зоне СВО. За то, что тем не будет хватать топлива, по голове погладят еще меньше, чем в ситуации с крестьянами и страдой. Некоторые предложили складировать солярку на танкерах, но тогда возникла бы проблема с таможней и Минфином — как им можно было бы доказать, что солярку сгрузили там временно, и когда Министерство топлива и энергетики примет решение, ее обратно заберут? Разве таможня поверила бы? Да никогда.

А тут еще одна беда — дизель, которым под завязку забиты танки Транснефти, летний. Если власти, наконец, решат, что им делать, может оказаться так, что в стране наступит зима, и грузовики на этом дизтопливе ездить не смогут. Как говорят специалисты, придется его разбавлять авиационным керосином, который нефтянка также успешно экспортирует. Придется и им запрещать торговать? В общем, ситуация складывается не самая простая. Рынок ждет, что топливные политики засунут шпаги в ножны и начнут решать проблемы экономическими методами.

Но власти думают, что у них есть пока еще административный рычаг. Поэтому ФАС разослала в нефтяные компании предупреждения. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский поставил цель: «Цены на АЗС должны быть снижены» до экономически обоснованного уровня». Так его цитирует ТГ-канал «Нефтебаза». Какими видят экономически обоснованные цены в ФАСе и правительстве, неизвестно. Может быть, нефтяникам и сообщили их кулуарно. На публике эти требования выглядят неубедительно. АЗС закупают топливо по ценам, которые они с ФАС и Минтопэнерго согласовывать не обязаны. А вот отпускная цена должна власть устраивать. То, что борцы с монополией обратились к «большим», понятно: не будешь же с каждой частной заправкой бодаться. Зато в вертикально интегрированных компаниях всегда известно, на кого можно надавить и что предложить.

Реализуется сценарий, о котором говорили эксперты: властям кажется, что они лучше рынка знают, как им рулить. Получается не очень. Есть надежда, что через итерацию власть, наконец, займется введением экспортных пошлин и демпфером.

"