Posted 15 сентября 2023,, 11:35

Published 15 сентября 2023,, 11:35

Modified 18 сентября 2023,, 12:09

Updated 18 сентября 2023,, 12:09

Алексей Иванов

У писателя Алексея Иванова чуть не увели «Сердце Пармы»

15 сентября 2023, 11:35
Фото: Со страницы Юлии Зайцевой/vk.com
Алексей Иванов
Коммерсант из Перми создал коллекцию украшений и зарегистрировал товарный знак с названием знаменитой книги. Конфликт едва не дошел до суда: стороны договорились уничтожить ювелирку, и забыть об этом. Но в рукаве предпринимателя оказались патенты на «Игру престолов» и «Властелина колец».

Александр Дыбин

 

История вокруг романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» развивалась стремительно. Началось все с того, что продюсер писателя Юлия Зайцева сообщила в своих соцсетях: «Караул, грабят!». Она рассказала, что предприниматель из Перми владелец ювелирного магазина выпустил коллекцию украшений под названием «Сердце Пармы», да еще и зарегистрировал соответствующий товарный знак.

«В конце прошлого года пока Иванов раздавал интервью на фоне выхода фильма по его роману, а я с командой выпустила путеводитель „В сердце Пармы“ и на всех углах пропагандировала маршруты в Чердынь, Губаху и Красновишерск, ювелирная компания „Сереброника“ по-тихому выпустила серию ювелирки по нехилым ценам (20-40 тысяч за штуку). Назвала серию „Сердце пармы“, присвоила каждому украшению имена ивановских героев и начала продвигать свой коммерческий проект, используя роман, его экранизацию и имя писателя Иванова. Провела презентацию в Москве, разместила свои украшения на крупных маркет-плейсах и в сети своих магазинов. По-тихому, без обращения к автору, — сообщила Зайцева, — каким-то чудом, или не чудом, они зарегестрировали за собой товарный знак „Сердце пармы“, и теперь, похоже, даже сам Иванов должен будет им заплатить за право свободно использовать собственный роман. Авторы известных произведений не должны регистрировать их как товарный знак, чтобы оградить себя от посягательств. Регистрационная палата проверяет эти случаи при регистрации и отказывает».

По словам продюсера, она собиралась добиться максимальных штрафов для предприимчивых ювелиров. Коммерсант Алексей Саламатин отозвался на претензии почти сразу же. По словам Зайцевой, готовится иск на 5 миллионов рублей, вырученные деньги Иванов решил потратить на то, чтобы отстоять авторские права других авторов, у которых могут возникнуть претензии к ювелирам.

«Название „Сердце Пармы“ зарегистрировано Сереброникой в Роспатенте. Само это название придумано не Ивановым, о чём сам Иванов неоднократно говорил публично. Но сама книга очень хорошая, полезная, интересная и гениальная, да и автор — очень уважаемый мной человек. Но вот продюсер этого человека — ведёт себя очень некрасиво. Поэтому будем требовать извинений. И компенсации морального вреда», — написал предприниматель на своей странице в соцсети vk.com.

Коммерсант решил собрать журналистов, чтобы озвучить свою позицию более конкретно, но на встречу внезапно пришла Юлия Зайцева. И тут Саламатин резко пошел на мировую, обещав начать переговоры, расплавить уже готовую коллекцию и отозвать заявку из Роспатента.

«Среди гостей была активная команда поддержки Юлии Зайцевой и разговаривать было чрезвычайно трудно, — признался Саламатин. — Итог трудного разговора таков: „Сереброника“ полностью ликвидирует коллекцию „Сердце Пармы“ и отзывает регистрацию товарного знака „Сердце Пармы“. А Юлия Зайцева от имени Алексея Викторовича Иванова пообещала снять иски и претензии с его стороны к компании и ко мне. У Юлии это прозвучало в иных не правовых терминах, я лишь употребил подходящие делу слова. Сегодня я уже дал поручение патентному поверенному срочно подготовить все документы на отзыв регистрации, сама коллекция уже сегодня недоступна к продаже и готовится к ликвидации».

Иванов — не первый

Сейчас на сайте магазина еще можно увидеть упоминание о коллекции «Сердце Пармы», но раздел с описанием ювелирных украшений удален. Однако, в продаже остаются такие коллекции с очень знакомыми названиями, как «Роман с камнем» — есть такой голливудский фильм, «Путь джедая» и «Дом Дракона». Последний — это продолжение суперпопулярной саги «Игра престолов». А в описании изделий упоминаются персонажи вселенной — Таргариены.

По данным базы «Спарк» компании под названием «Сереброника» не существует. Фирму, которой ранее владела Алена Саламатина, ликвидировали в 2021 году. Но, судя по всему, магазином семья управляет через ИП. На него и зарегистрированы десятки товарных знаков, в том числе и «Сердце Пармы». Так ИП Саламатин зафиксировал свои права на такие бренды как «Пермский перид», «Счастье не за горами» (кто бывал в Перми, знает этот арт-объект) и «Задолбатор». Кроме того, поданы заявки на еще ряд патентов. Среди них: «Братство кольца» и «Пермский звериный стиль». Первое — это название одного из фильмов трилогии «Властелин колец», второй — археологический термин.

 

«Сердце Пармы» хотели превратить в водку

 

«Сердце Пармы» — это популярный роман Алексея Иванова, по которому не так давно снят одноименный фильм. Популярность произведений делает весьма заманчивой идею использовать название в каких-либо продуктах. По словам Юлии Зайцевой, «Сердце Пармы» уже пытались украсть.

«Недавно алкогольная компания подала на регистрацию товарного знака „Сердце пармы“ для выпуска алкогольной продукции. И тоже по-тихому, пока писатель Иванов не заметил, — рассказала она, — официальный диллер Тойоты запустил систему коммерческих туристических маршрутов „Сердце пармы“ и „Чердынь — княгиня гор“ (первое название ивановского романа) и повезла по ним туристов. Даже если стратегии девяностых до сих пор в деле, я буду с ними биться. Биться за учителя Иванова, который по ночам в хрущёвской кухне писал свой роман „Сердце пармы“. Я буду биться за всех сегодняшних писателей, которые заслуживают того, чтобы прагматичные дельцы уважали их труд».
"