Posted 11 сентября 2023,, 10:12

Published 11 сентября 2023,, 10:12

Modified 11 сентября 2023,, 12:02

Updated 11 сентября 2023,, 12:02

Путь длиной в 100 лет: В Москве простились с основателем современного ТВ Мамедовым

Путь длиной в 100 лет: В Москве простились с основателем современного ТВ Мамедовым

11 сентября 2023, 10:12
Ирина Мишина
В Москве простились с Энвером Назимовичем Мамедовым — человеком, без которого современное телевидение было бы невозможно. Дипломат, журналист, руководитель ТВ, он прожил 100 лет. Сериалы, развлекательные программы, информационные передачи, радио «Маяк» — все это связано с его именем.

Главная его заслуга в том, что он открыл окно в удивительный мир телевидения.

Мамедов прожил целый век и стал свидетелем и непосредственным участником многих исторических событий. Мне довелось встречаться с ним и быть знакомой. О Мамедове я сняла фильм «Мистер Икс советского телевидения», ставший лауреатом кинофестиваля «Профессия-журналист». Для меня Энвер Назимович впервые снял запрет на свое появление в кадре.

…Он получил блестящее домашнее образование и с детства владел несколькими иностранными языками благодаря воспитанию своей бабушки, потомственной дворянки, родственницы Софьи Андреевны Толстой. Но окончив школу, поступил в училище истребительной авиации, чтобы стать летчиком. Там его застало известие о начале Великой Отечественной войны. В 20 лет Энвер Мамедов оказался на передовой, став командиром пулеметной роты. Но пройти до конца войну ему не удалось: он получил ранение и в 1943 году был направлен в Народный комиссариат иностранных дел СССР. Энвер Назимович вспоминал, что больше всего на свете хотел вернуться на фронт, писал рапорты с просьбой отменить это решение, но оказался бессилен. Вскоре он получил новое назначение — переводчика в составе советской делегации на Нюрнбергском процессе над военными преступниками нацистской Германии. Помимо синхронного перевода с четырех языков, которыми Мамедов владел в совершенстве, он также консультировал по вопросам внешней политики. Мамедов любил рассказывать о том, как лично доставил на процесс фельдмаршала Паулюса.

Удар по его судьбе нанесло известие о том, что его отец, работавший в Баку судьей, был репрессирован, и Мамедова отстранили от всех должностей, отправив учиться в Институт иностранных языков. После смерти Сталина его отец был реабилитирован, и Энвер Назимович смог вернуться на работу в Министерство иностранных дел СССР, где занял должность советника-посланника посольства в Вашингтоне.

Мамедов завершил дипломатическую карьеру на взлете, в возрасте 37 лет, и неожиданно для всех ушел в журналистику. Он быстро достиг высот на новом поприще, возглавив сначала журнал «СССР», а затем — Совинформбюро. Став главным редактором радиовещания на США, Англию и Латинскую Америку, он много ездил за рубеж, где набрался опыта для создания новых радио-и телевизионных программ. Чуть позже он возглавил Центральное телевидение. Среди его детищ — «Время» и радио «Маяк». «Я был на Кубе, и там увидел программу „Часы“, — вспоминал Мамедов. — Мне показалась интересной эта идея, и я предложил создать информационную программу „Время“.

Но запомнился Мамедов как инициатор создания сериалов на отечественном телевидении. Именно благодаря ему телезрители увидели «17 мгновений весны». Высшему советскому руководству идея сериала не нравилась. По словам главного советского идеолога Суслова, немцы были изображены там «слишком умными». Но Мамедов, по его словам, выдвинул убийственный аргумент: «Мы выиграли войну не у дураков. И тем выше ценность победы».

«Мамедов был уважаем в самых разных властных структурах. Ему ничего не стоило поднять телефонную трубку правительственной связи. Он клал себе руку за голову и говорил кому-то из секретарей Центрального комитета: „Слушай, мне тут говорят, что это бы не надо делать. Но почему же не надо? Мы обязательно подробно об этом расскажем. Авторитет, которым он пользовался у руководства страны, был высочайшего уровня“, — говорит Григорий Шевелев, долгое время работавший главным редактором программы „Время“.

Как рассказывал сам Энвер Назимович, вместо того, чтобы запрещать, он всегда задавался вопросом: «Почему бы и нет?».

…Когда Эльдар Рязанов принес на телевидение сценарий «Иронии судьбы», Мамедов долго колебался, но сценарий ему понравился. Дело в том, что по времени все это соврало с антиалкогольной компаний, которая началась в стране. Он сумел отстоять этот сериал, несмотря на противодействие ЦК. Также благодаря Мамедову на экраны вышли первые советские сериалы — «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», открыв дорогу новым режиссерам и актерам.

При Мамедове вышли на экраны и многие познавательные и развлекательные программы. Благодаря ему появились передачи «В мире животных», «Утренняя почта», «Международная панорама» и «Очевидное — невероятное». Именно при нем пережили свои самые звездные времена такие проекты, как «Кабачок 13 стульев» и «Вокруг смеха». Удачным получилось и интеллектуальное шоу «Что, где, когда» — новый уникальный формат, когда телезрители могли экзаменовать «знатоков».

Руководитель ЦТ стал инициатором прямых спортивных трансляций. Телевизионная версия Олимпиады-80 стала каноном освещения Олимпийских игр для всего мира. Творческое объединение «Экран» — тоже отчасти его проект.

Стоит сказать, что Энвер Мамедов был невероятно хорош собой — высокий, статный, подтянутый. Но на Гостелерадио всегда действовал его личный запрет на его показ в кадре и на фото. Единственный раз, когда он позволил фотосъемку, связан с Софи Лорен, посетившей Гостелерадио. Она просила дать ей возможность сыграть главную роль в «Анне Карениной», но Мамедов ответил звезде отказом. «Что скажут советские женщины, когда увидят итальянку в фильме Толстого?» — такова была его логика.

«Когда мы видели, что идет Мамедов, мы все становились стройнее и красивее. Потому что он очень и очень был хорош. И всегда недоступен», — вспоминает диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР, народная артистка РСФСР Анна Шатилова.

К этому могу добавить, что Мамедов был потрясающим собеседником, с которым телевидение можно было обсуждать часами. «Главное на телевидении — чтобы зрителю нравилось. Все остальное в общем-то не важно», — сказал он мне однажды.

…Это был красивый человек, который прожил красивую и долгую жизнь.

"