Posted 6 сентября 2023,, 16:25

Published 6 сентября 2023,, 16:25

Modified 7 сентября 2023,, 07:42

Updated 7 сентября 2023,, 07:42

Первые беспилотники пытались использовать в гидроавиации

От радиоуправляемого корабля Теслы до дрона-камикадзе. История беспилотников

6 сентября 2023, 16:25
Фото: https://lpost.ru/
Первые беспилотники пытались использовать в гидроавиации

Столетняя история дронов-убийц. Ретроспектива «НИ»

Что объединяет таких известных, но таких разных личностей, как Никола Тесла, Мерилин Монро и Уинстон Черчиль? Беспилотники! БПЛА, они же дроны-убийцы — одни из самых грозных видов оружия XXI века. Но с чего все начиналось?
Сюжет
БПЛА

До СВО успехи вооружения, оснащения армии и военной техники, как правило, нам демонстрировали на параде 9 мая. Там можно было увидеть всевозможные танки, включая «Армату», гаубицы, баллистические ракеты и прочие самоходные виды вооружения. А при хорошей погоде все смотрели на шоу «стрижей», рисующих в небе триколор. Беспилотники на парадах никто не видел и, вероятно, особым достижением развития военной техники они не считались. Все поменялось после февраля 2022 года.

На самом деле массово заговорили о беспилотниках чуть раньше. В январе 2018 года российская авиабаза Хмеймим и порт Тартус в Сирии стали целью тринадцати самодельных беспилотников, стоимостью до 1000 долларов каждый. Но первые прототипы БПЛА появились более 130 лет назад.

Никола Тесла и его патент на самый первый беспилотник

Если оставить в стороне атаки Венеции воздушными шарами (они не имели управления и от этого их эффективность сильно страдала), то изобретателем самого первого беспилотника был Никола Тесла ещё в конце XIX века. И это не одна из легенд о невероятных изобретениях великого инженера и физика. На беспилотник имеется патент. В 1898 году в бассейне нью-йоркского Мэдисон Сквер Гардена он продемонстрировал радиоуправляемую модель корабля.

В патенте Тесла описал массу вариантов коммерческого использования начиная от курьерских услуг и заканчивая охотой на китов, но особо отметил:

«Наибольшая ценность моего изобретения будет заключаться в его влиянии на ведение войн как оружия специфической и неограниченной разрушительности».

Прошло 130 лет с момента изобретения и морские ударные беспилотники стали очень популярными. Они проводили атаки и на Крымский мост, и на корабли черноморского флота. Самым известным стал морской беспилотник Magura V5, который способен разгоняться до 80 км/ч, передвигаться на расстояние до 800 км и нести на себе до 300 кг взрывчатки. Формально беспилотник считается украинским, но собран из иностранных компонентов.

Самый первый летающий беспилотник

Первый беспилотник был создан в США ещё в 1910 году. Тогда Чарльз Кеттеринг создан начинённый взрывчаткой самолёт, который мог самостоятельно лететь по прямой, в конце срабатывал часовой механизм, крылья складывались, и беспилотник падал на позиции врага. Было изготовлено 45 экземпляров, они были приняты на вооружение, но ни в одной из войн не применялись. О точности нанесения ударов с таким принципом работы остаётся только догадываться. Вероятно, Кеттеринг полагался на волю случая. Но в любом случае его аппарат заложил основы и для беспилотной авиации, и для крылатых ракет, над которыми активно работала Германия в 40-х годах прошлого века, создавая «Фау-1».

Как самый первый дрон превратился из «пчелы-матки» в «трутня»

В прошлом материале «НИ» рассказали, что дрон и беспилотник — это почти одно и то же, с той лишь разницей, что дрон по определению должен летать, а беспилотник может перемещаться как угодно. Но слово «дрон», которое в переводе с английского языка означает «трутень» тоже имеет свою историю. В 1933 году англичане придумали установить на старые учебные самолёты Tiger Moth (тигровый мотылёк) дистанционное управление, чтобы использовать их как подвижные мишени для обучения корабельных зенитчиков.

Такой беспилотник получил название Queen Bee, то есть «пчела-матка». Но аппарат оказался довольно бесполезным — он мог удаляться от корабля с передатчиком только на 5 км и был тихоходным, скорость не превышала 170 км/ч. Из-за этого его и прозвали «трутнем». Но слово прижилось, и теперь дронами называют почти любой беспилотник.

Как самый первый беспилотник современного типа проложил дорогу в Голливуд для Мерилин Монро

Адаптация настоящих самолётов под дистанционное управление — занятие дорогое и, как оказалось, довольно бессмысленное. История дронов могла бы так и завершиться в начале ХХ века, но в США компания с говорящим названием Radioplane Company в 1940 году начала выпуск небольших беспилотников на радиоуправлении с размахом крыльев до 4 м, двухцилиндровыми двухтактными моторами мощностью 6 л. с. — конструкция очень похожа на современные «мопеды», которые преодолевают эшелонированные системы ПВО. Только использовали их не для нанесения ударов по врагу, а в качестве мишеней во время учений. Всего было произведено порядка 15 тыс. таких беспилотников.

Самая массовая модель Radioplane QQ-2 вошла в историю ещё и потому, что благодаря ей мир узнал о Мэрилин Монро. Ещё до кинокарьеры и приобретения псевдонима Норма Джин Мортинсон работала в цеху по сборке этих дронов. И первым постановочным фото будущей звезды стало её изображение с пропеллером.

Беспилотники в СССР

Советские инженеры размениваться на мелочь, которую можно использовать как мишени, не стали, и сразу создали турбореактивный сверхзвуковой разведывательный беспилотник Ту-123. Свой первый полёт он совершил в 1961 году. В 1974 году первый полёт совершил уже новый беспилотник — Ту-141. Длина 14 м, размах крыльев 3,88 м, полная масса 5380 кг, максимальная скорость полёта 1110 км/ч, дальность полёта — 1000 км. Серьёзный аппарат! Он тоже предназначался для проведения разведки, однако в наши дни ВСУ переделали его под ударный беспилотник, добавив боезаряд. Недавно такой был сбит над территорией Крыма, а в марте 2023 года — в районе Киреевска Тульской области. Не обошлось без нежелательных инцидентов для Украины: один Ту-141 упал на территории Хорватии вблизи от студенческого общежития. Предположительно при переработке Ту-141 под ударный вариант, ВСУ демонтировали тормозной̆ парашют, блок фотоаппаратов А-86П, систему кондиционирования и охлаждения фотоаппаратуры с фреоном, автопилот с системой̆ сервоприводов и гироскопом, блок ввода высоты, доплеровский̆ измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7. Всего было произведено 152 экземпляра, и некоторые из них способны летать до сих пор.

Боевое применение беспилотников. Как Израиль превратил беспилотники в дроны-убийцы

Дроны в привычном для нас виде впервые появились в Израиле в 1974 года. Тогда компания Tadiran представила беспилотник Mastiff. Он был небольшой — длина 3,5 м, размах крыльев — 4 м, сухая масса 72 кг, полезная нагрузка 37 кг, а максимальная скорость — 185 км/ч. Вместе с появившимися в 1979 году другими израильскими беспилотниками аналогичного класса IAI Scout они способствовали уничтожению сирийский ПВО в Ливане: они вели телетрансляцию в прямом эфире и помогали артиллерии координировать огонь. Так дроны стали выполнять тактические задачи.

Сегодня дроны стали неотъемлемой частью любого вооружённого конфликта. Во вторник 5 сентября появились новости о том, что самый дорогой в мире беспилотник — американский разведчик RQ-4 Global Hawk ценой более 220 млн долларов совершил 7-часовую миссию, а утром 6 сентября ПВО России сбили очередной дрон-камикадзе над Брянской областью. А обломки уже российского беспилотника, по сообщениям СМИ, сегодня обнаружены в Румынии.

Сосчитать, сколько на территорию России прилетело таких простых и дешёвых дронов, практически невозможно — их производство поставлено на поток. Остается только гадать, что может стать следующим витком в истории развития дронов. Исходя из тенденции удешевления, массовой штамповки и упрощения конструкции, нас ждут бумажные самолетики с ядерным зарядом, летающие тарелки и смертоносные рогатки.

"