Posted 4 сентября 2023,, 10:30

Published 4 сентября 2023,, 10:30

Modified 7 марта, 11:23

Updated 7 марта, 11:23

В Госдуме предложили ввести уголовную ответственность для самокатчиков-нарушителей

В Госдуме предложили ввести уголовную ответственность для самокатчиков-нарушителей

4 сентября 2023, 10:30
Фото: 1MI
Депутаты Госдумы предложили ввести для самокатов госномера и наказывать нарушителей ПДД наравне с водителями машин и мотоциклов.
Сюжет
ПДД

Депутаты комитета по транспорту Госдумы подготовили обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина. Авторы инициативы предложили ввести госномера, ответственность по КоАП и УК РФ.

«Продажи средств индивидуальной мобильности в России выросли почти в два раза. К сожалению, обратной стороной роста популярности становится увеличение числа аварийных ситуаций. Количество ДТП с их участием в 2022 году выросло на 40%. За первое полугодие 2023 года количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросло на 181,9%, число пострадавших — на 183,2%», — говорится в обращении к премьер-министру (цитата по «Известиям»).

Согласно информации в документе, в результате происшествий с участием самокатчиков погибли 12 человек, среди которых один несовершеннолетний. Пострадавшими в подобных ДТП числятся еще 1082 человека, в том числе 432 ребенка до 16 лет. Авторы обращения ожидают, что число происшествий с участием самокатчиков продолжит расти. Решением проблемы они видят внедрение новых требований в законодательстве России.

«Сегодня в КоАП отсутствует норма об ответственности лиц, управлявших средством индивидуальной мобильности. В связи с высокой степенью травматического риска, создаваемого этими средствами, будет целесообразно внести дополнения в Административный кодекс и установить ответственность для таких лиц наравне с водителями иных транспортных средств», — говорится в документе.

Помимо этого предложено дополнить УК РФ статьей 264.5 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации средств индивидуальной мобильности», в которой будет оговорена ответственность в случае происшествия с причинением тяжкого вреда здоровью граждан со стороны самокатчиков. Также предложено создать систему государственного учета средств индивидуальной мобильности (СИМ) и фиксации правонарушений, совершенных с их использованием. В частности предложено присваивать СИМ государственные регистрационные номера.

Инициативу также поддержали в общественном совете при ГУ МВД России по Москве. Член общественного совета Петр Шкуматов сравнил ситуацию с мопедами, отметив, что «на них ездили все подряд без соблюдения ПДД». По его мнению, резкое улучшение ситуации произошло после введения номеров и специальной категории водительских прав. Эксперт считает необходимым введение регулирования, но подчеркивает, что под него не должны попасть детские самокаты.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин добавил, что организация предложила ввести регистрацию СИМ через портал госуслуг еще весной. По его словам, была предложена простая и быстрая процедура для упрощения регистрации. Он также отметил, что в настоящее время для регистрации нарушений ПДД есть только один инструмент — камеры. В связи с этим возникла необходимость во введении госномеров, а также разделов в КоАП и УК РФ.

«Эти самокаты не только должны регистрироваться, но и проходить техосмотр на предмет безопасности и исправности, а те, кто ими управляет, должны знать ПДД, так как они являются участниками дорожного движения», — объяснил зампред комитета Госдумы по транспорту Юрий Григорьев.

Ограничения и штрафы: пути борьбы с нарушениями ПДД

В этом году в России вступили в силу новые правила пользования электросамокатами и другими СИМ, которые признали транспортным средством. По новым правилам, скорость движения СИМ не должна превышать 25 км/ч, на нем нельзя передвигаться вдвоем, но самое главное, что пешеход имеет приоритет над самокатчиком.

При этом принятые меры не привели к улучшению ситуации, а число происшествий продолжает стремительно расти, как и количество наездов на пешеходов. К примеру, руководитель отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД по Краснодарскому краю Ирина Заватская рассказала, что с 1 января по 2 августа 2023 года было возбуждено 1328 дел об административных правонарушениях. Ранее также стало известно, что в профильных министерствах разрабатывают инициативы для противодействия растущей статистике происшествия с участием самокатчиков.

В соцсетях регулярно появляются видеозаписи с моментом наезда электросамокатчиков на пешеходов. В одном из случаев, произошедшем в Краснодаре в середине августа, во время перехода дороги на зеленый свет самокатчик сбил няню с 10-месячным ребенком. Врачи выявили у младенца перелом ключицы и ушибы, няня получила травмы головы, плеча, шеи. Виновник ДТП покинул место происшествия. Другой эпизод произошел в конце августа в Южном Бутово, где самокатчик сбил двухлетнего ребенка и скрылся с места столкновения. Установить личность водителя электросамоката даже при наличии записи с камер видеонаблюдения может оказаться проблематичным.

В июле Минтранс предложил ввести штрафы для электросамокатчиков за нарушения ПДД и внести соответствующие изменения в КоАП. В настоящее время в административном кодексе прописаны штрафы только для велосипедистов и иных лиц — участников дорожного движения. Из-за расплывчатости формулировки владельцы самокатов части избегают штрафов за нарушения ПДД. При этом штраф за нарушение ПДД для велосипедистов не превышает 1,5 тыс. рублей.

Весной глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поддержал идею введения ограничений на управление электросамокатами в городах. До этого с инициативой запрета езды на электросамокатах в городах выступил сенатор Андрей Клишас. По мнению Бастрыкина, для снижения числа происшествий необходимо еще больше ограничить максимальную скорость движения, а также ограничить список зон, где можно передвигаться на СИМ.

29 августа спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что с 2019 года количество ДТП с участием электросамокатов возросло в 40 раз, а чаще всего жертвами аварий становятся дети и пожилые люди. По его словам, рассматриваются несколько вариантов развития борьбы с растущим количеством нарушений и наездов с учетом международного опыта.

«Для решения этой проблемы предлагаются разные пути. Как радикальные — полностью запретить прокат электросамокатов, так и более умеренные — например, ограничить их скорость или места пользования», — сообщил Володин.

"