Posted 28 августа 2023,, 13:26

Published 28 августа 2023,, 13:26

Modified 28 августа 2023,, 13:28

Updated 28 августа 2023,, 13:28

Экспорт на замок: российской нефти перекрывают основные морские пути

Экспорт на замок: российской нефти перекрывают основные морские пути

28 августа 2023, 13:26
Украина легко и без всякого ущерба для экологии Черного моря обещает топить пустые нефтетанкеры, которые идут под загрузку в Новороссийск. Следом геополитика может «закрыть» для российских экспортеров еще и Балтику.
Сюжет
БПЛА

Екатерина Максимова

Датские проливы могут стать недоступны для российских экспортеров нефти. Такой сценарий озвучили эксперты Института развития технологий ТЭК (ИРТЭК).

В ИРТТЭК подчеркивают, что морской маршрут вдоль берегов Дании — один из главных путей для доставки российской нефти из портов на Балтике на мировые рынки. А с учетом того, что НАТО, не дожидаясь официального вступления в альянс Финляндии и Швеции, начало превращать Балтику в своё «внутреннее море», появилась угроза блокировки датских проливов.

«Возможен вариант, при котором ограничениям подвергнется не весь проходящий через датские проливы торговый трафик, а только российский нефтяной экспорт. Формальным предлогом для ограничений прохода танкеров с российской нефтью могут стать претензии по поводу надежности и способности страховщиков, не входящих в IGP&I, справиться с разливами нефти или другими несчастными случаями», — говорит ведущий аналитик, эксперт Института развития технологий ТЭК Елена Зотова.

«Новые Известия» сообщали, что после выхода России из зерновой сделки акватория Черного моря (от Керчи до Измаила) уже стала зоной повышенной опасности. При этом суммарные отгрузки нефти из черноморского Новороссийска и терминала КТК составляют около 2% мировых поставок.

Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов еще в июле предупреждал, что это скажется на работе нефтеналивных терминалов в Новороссийске и Туапсе. Владельцы нефтетанкеров, прогнозировал Громов, получат дополнительные риски. А страховка судов и грузов, без которых невозможно обойтись, станет серьезной проблемой.

Прошел месяц и ситуация усугубилась. Страховые компании уже уведомили фрахтователей судов, работающих в российских черноморских портах, об увеличении дополнительных выплат «за военный риск».

Из-за атак дронов, по данным «ИнфоТЭК», рост ставок фрахта в Черном море увеличился на 0,2-0,25 п. п. Это означает, что каждый рейс танкера, который может перевозить 120-200 тыс. тонн нефти, будет стоить на 200 тыс долларов дороже.

Экспорт нефтепродуктов из черноморских портов России, напомним, составляет около 4 млн тонн в год.

Что касается Балтики, то совокупный грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна, по данным Росморречфлота, за 7 месяцев 2023 года достиг 149 млн тонн. Из них перевалка наливных грузов составили 82,8 млн тонн, сухих грузов — 66,2 млн тонн.

И, как напоминают аналитики Института развития технологий ТЭК, после того, как Россия сделала ставку на развитие своих нефтяных терминалов на Северо-Западе, именно датские проливы превратились в важнейший маршрут для экспорта российской нефти, как и российских грузов в целом.

Аналитики ИРТТЭК подчеркивают, что в случае блокировки датских проливов произойдет повышение риска военной эскалации, учитывая стратегический характер Балтийского моря как для стран НАТО, так и России.

Также возможны перебои с поставками удобрений, зерна из региона балтийского бассейна, поскольку датские проливы являются важным направлением экспорта сельскохозяйственных товаров. Это может привести к росту цен на продовольствие, прежде всего, в развивающихся странах.

Что касается дальнейших путей морского экспорта нефти, то у России останутся только дальневосточный морской коридор и Мурманск.

Центробанк с 2022 года прекратил публиковать данные по экспорту нефти и газа. По данным западных аналитических агентств, включая Bloomberg, с января по август 2023 года экспорт российской нефти сократился на 30%, экспорт нефтепродуктов упал на 35%. На долю новых ключевых партнеров России — Индия, Китай и Турция, приходится до 87% «танкерного» экспорта сырой нефти.

В 2022 году доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов варьировались от 22-19 млрд долларов в месяц и начали снижаться к концу года. В июне 2023 года этот показатель уже уменьшился почти вдвое — до 11,8 млрд долларов.

"