Posted 26 августа 2023,, 07:21

Published 26 августа 2023,, 07:21

Modified 26 августа 2023,, 07:23

Updated 26 августа 2023,, 07:23

Андрей Злобин: увольнения ученых лишают Россию передовых разработок в области БПЛА

Андрей Злобин: увольнения ученых лишают Россию передовых разработок в области БПЛА

26 августа 2023, 07:21
Фото: Соцсети
Кадровая политика российских чиновников фактически отменяет уникальные технологические решения в создании отечественных беспилотников.
Сюжет
БПЛА

Андрей Злобин, кандидат технических наук

Не так давно «Новые Известия» сообщили о неожиданном увольнении из МГУ выдающегося ученого, профессора Фёдора Зайцева. Между тем, этот скандал набирает обороты. Дело в том, что Зайцев является представителем и продолжателем династии авиационного моторостроения, основателем мощной математической школы. Без профессионалов столь высокого уровня Россия в принципе не сможет конкурировать с западными беспилотными летательными аппаратами.

Бюрократы словно соревнуются в своих способностях «валять дурака», как точно выразился недавно глава государства. Теперь отличились чиновники МГУ, не продлив договор с известным ученым-теоретиком, доктором физико-математических наук, профессором Зайцевым, а это ставит под удар российские высокие технологии. Напомню, о каких направлениях хайтека идет речь. Одним из важнейших является термоядерный синтез. Не менее значимо направление беспилотной авиации. Теперь выясняется, что под вопросом окажутся самые передовые разработки двигателей для БПЛА.

Ранее я уже упоминал о периодическом «сжигании на костре» российских кадров поршневого авиадвигателестроения. Именно поэтому стал возможен дефицит поршневых моторов для отечественных беспилотников. Наконец, бюрократы добрались и до перспективных двигателей других типов — увольнение профессора Зайцева поставит жирный крест на целом ряде уникальных технических решений.

Расставлю некоторые акценты как эксперт. Чтобы не было недомолвок, поясню свой квалификационный уровень. Кроме нескольких высших образований, включая высшее техническое (энергетика, авиация) и высшее математическое, я имею ученую степень кандидата технических наук. Полтора десятка лет проработал в Центральном институте авиационного моторостроения ЦИАМ и в 1990-х годах возглавлял сектор «Двигатели беспилотных летательных аппаратов». Более 40 лет посвятил исследованиям сверхзвукового движения в атмосфере.

В связи с санкциями, трудно сегодня назвать задачу актуальнее, чем возрождение нашего авиапрома. Обратимся к такой важной тематике, как авиационные двигатели. Исследования профессора Зайцева касаются механики сплошной среды, которая имеет фундаментальное значение для всей сферы двигателестроения. Важнее всего то, что ученый работает не только в контексте сегодняшних задач, но и умеет «смотреть за горизонт». Он обгоняет своих иностранных конкурентов на многие десятилетия и создает стратегически важный опережающий научно-технический задел. Это те самые прорывные разработки, которые обеспечивают нашей стране надежный приоритет, позволяют совершить прыжок через несколько технологических поколений. Подобный подход поддерживают многие известные отечественные ученые, доктора наук, и всех их отличает высочайший уровень квалификации, широкая междисциплинарная эрудиция, большой практический опыт работы в хайтеке. Показательно уже то, что профессор Зайцев тесно сотрудничает с В. Л. Бычковым, ведущим научным сотрудником Физического факультета МГУ, с которым они совместно опубликовали объемную монографию, выдержавшую три издания на русском и английском языках. Монография называется «Математическое моделирование электромагнитных и гравитационных явлений по методологии механики сплошной среды». Как специалист по авиационным двигателям, я подтверждаю, что речь идет о реальной физике, реальных технологических перспективах, а по сути — новой технологической эпохе.

Понять перспективность научных трудов Зайцева дано не всем. Тридцать лет упадка российской системы образования не прошли даром. В частности, уровень знаний наших чиновников упал ниже плинтуса, а узость их мышления поражает воображение. Не являются исключением и некоторые «свежеиспеченные кормчие» российской авиации. Например, нередко приходится слышать мнение, будто авиационные газотурбинные двигатели достигли пределов совершенства и ничего принципиально нового в этой сфере ожидать не приходится. Увы, это дилетантские рассуждения людей, бесконечно отставших в своем развитии и не имеющих понятия о реальном положении дел в науке. На самом деле газотурбинные авиадвигатели обладают огромным потенциалом развития. Причем параметры силовых установок можно улучшить настолько, что даже самая современная техника пятого поколения покажется ископаемой. А новые физические и математические подходы в механике сплошной среды вообще способны дать новое качество. Двигатели на новых физических принципах — это конкретная область технологий, где идеи Зайцева и Бычкова способны по-настоящему «выстрелить». Прежде всего, я имею в виду именно сферу беспилотников, которая является средоточием сложнейших интеллектуальных составляющих. Если кто-то думает, что лучшие в мире беспилотники получится делать на коленках, то он глубоко заблуждается. Строить беспилотные «потемкинские деревни» на коленках конечно можно. Но только не надо втирать очки и отождествлять кружки самоделкиных с настоящим профессиональным хайтеком.

Тридцать лет назад, в тяжелые 1990-е годы, возглавляя сектор беспилотной тематики ЦИАМ, я прилагал все усилия для развития российских двигателей БПЛА. Работал над конструкциями, проводил теоретические и экспериментальные исследования, ездил по стране, налаживал контакты, созвал Всероссийское совещание в Москве, участвовал в конференциях, выставках, организовывал профессиональные конкурсы. Старался использовать любые возможности, чтобы заинтересовать и привлечь в науку молодежь. Когда говорят, что тридцать лет назад у страны не было своих беспилотников — это откровенная ложь. Было у нас все: и двигатели для беспилотной авиатехники, и сами крылатые аппараты, и уникальные перспективные разработки, и замечательные высокообразованные кадры. Но что можно было сделать, когда удар в спину нанесли чиновники? Развал авиапрома, начавшийся в те годы с абсурдных директив, докатился эхом до сегодняшних дней. И если теперь пресса пишет о проблемах с российскими беспилотниками, то главная «заслуга» в этой беде слабого на голову чиновного корпуса.

Ныне все повторяется под копирку. Бюрократы словно с цепи сорвались и специально выискивают самых лучших, самых достойных, чтобы гнобить их, и тормозить развитие отечественной техники. Одновременно при этом показушно сокрушаются — в сфере высоких технологий, видите ли, не хватает квалифицированных кадров… Верх лицемерия! На самом деле и кадры есть, и идеи, и огромный практический опыт. Уверен, что можно создавать технику и технологии на голову выше западных. Нужно только, чтобы рычаги управления научно-техническим прогрессом были в руках настоящих высокообразованных профессионалов, а не чиновных «грамотеев», все убогие познания которых ограничиваются схемами плетения интриг.

Чиновному произволу пора положить конец. Как вообще могло случиться, что МГУ допустил скандальное увольнение замечательного ученого, посвятившего преподаванию и научной работе в университете почти четыре десятка лет? До какого абсурда нужно дойти, чтобы ставить палки в колеса столь необходимой сегодня авиационной династии? Той самой династии, которая реализует серьезный технологический прорыв. Совершенно очевидно, что профессор Зайцев, будучи представителем Российской Федерации в международном проекте термоядерного реактора ITER, достоин другого отношения.

"