Posted 5 августа 2023,, 07:57

Published 5 августа 2023,, 07:57

Modified 5 августа 2023,, 07:59

Updated 5 августа 2023,, 07:59

Как быстро попасть на прием к врачу, если заставляют долго ждать талонов

Личный опыт: как быстро получить талон к врачу и не ждать месяцами

5 августа 2023, 07:57
Фото: mk.ru

Как быстро попасть на прием к врачу, если заставляют долго ждать талонов

Талон даже на прием к участковому терапевту подчас приходится ждать неделями, не говоря уже об узких специалистах. А если вам назначили обследование или сдачу анализа, настраиваться надо на долгий, изматывающий марафон. Мы нашли «секретный» способ быстро записаться к нужному врачу. Рассказываем, как
Сюжет
Бюджет

Анна Снежина

Федеральное законодательство гарантирует россиянам качественную и своевременную медицинскую помощь. Работающие граждане ежемесячно, можно сказать, скидываются на «бесплатную медицину» своими отчислениями — причем суммы эти немалые, так что должно хватить и на себя и, как говорится, на того парня — пенсионера, беременную женщину, безработного, инвалида. Но на практике — всё иначе.

Талоны даже к обычному участковому терапевту сегодня приходится ждать неделями, не говоря уже об узких специалистах. А уж если вам назначили обследование или сдачу анализов, нужно настраиваться на долгий и изматывающий марафон.

Недавно, к примеру, получив направление аж от заведующего челюстно-лицевого отделения — с его подписью и печатью, мне пришлось после еще всерьез доказывать зубному хирургу по прописке, почему после операции мне действительно необходимо раз в год проходить контрольную компьютерную томографию. Вопрос от хирурга был удивительный: «Я не стыжу, но всё же объясните — в чем проблема сходить на обследование платно?» — упрекал хирург. И действительно, какая может быть тут проблема?..

Врачи, конечно, тоже заложники лимитированных квот — им неоткуда взять, скажем, одиннадцатый талон в месяц, если выдано их всего десять, а что, если завтра придет пациент при смерти и ему тоже срочно понадобится компьютерная томография, анализ крови или еще там чего-нибудь? Вот и приходится убеждать каждого просителя, что, может быть, не так уж и нужно ему это гарантированное ОМС-ное обследование?

Похожая история произошла со мной в государственной женской консультации. Врач выписывает направление на срочное УЗИ. Но вот как вы на него попадёте, уже ваша личная проблема.

На сестринском посту отправляют записываться через Госуслуги или личный кабинет на mos.ru.

Неделю по утрам ты честно обновляешь вкладку с записями, но каждый раз там всплывает неизменного содержания приветствие — записи нет. Ни по специалисту, ни по времени. Намёков на то, а когда же появится это благо, тоже нуль.

Ты повторно записываешься к гинекологу и там тебе объясняют: электронно записываться бесполезно. Звоните по телефону или обратитесь на сестринский пост.

Уверенная, что получила как будто некий секретный блат, ты бежишь на сестринский пост. Но там девушка лет пятидесяти советской закалки начинает с тобой разговор с популярного: «Вас много, я одна». Она же объясняет, что на ближайший месяц записи нет, записывайтесь на следующий. Вы вместе высчитываете подходящее число и она что-то там у себя помечает в разлинованной школьной тетрадке. И правда, зачем нам эта бесовская цифровая медкарта?

Однако, придя домой, ты понимаешь, что девушка записала тебя на нерабочее воскресенье, не спросила при этом ни фамилию-имя, ни номер полиса, ничего. Иными словами, сымитировала запись.

Но к моменту, пока ты успеваешь сообразить, что к чему, уже истекает месяц, в течение которого действовало твое направление.

Ты звонишь администратору, но он говорит тебе, что только врач сможет пролонгировать истекшее направление. Записываешься снова к врачу, ждешь… Без направления ловить номерок бессмысленно. Ближайший прием — через 2 недели…

И вот тут почему-то терпение лопается, и ты решаешь испробовать чудодейственный метод, о котором слышала от бывалых.

Лайфхак действительно оказался рабочим, поэтому мы поделимся им с вами

Итак, на вашем медицинском полисе написано название страховой компании и номер телефона, по которому можно связаться с агентами.

Техподдержка отвечает на удивление быстро! Висеть и долго слушать шедевры классической музыки XIX столетия не придется. В страховой внимательно выслушивают вашу проблему и перенаправят вопрос профильному специалисту. Этот специалист должен связаться с вами в течение суток, но мне девушка перезвонила уже через час.

Она задала несколько вопросов, составила для себя отчет о проблеме и пожелала всего хорошего, обещав, что страховая постарается всё утрясти.

Верилось, честно говоря, слабо.

Но на следующее же утро ровно в 8.00 часов мне звонит заведующая женской консультации и очень дружелюбно и деликатно сообщает: направление на обследование продлено в автоматическом режиме. Интересуется, в какое число мне хотелось бы прийти на УЗИ и высказывает готовность принять даже в субботу!

После окончания звонка в смс и личный кабинет и правда сваливается уведомление о записи в выбранный день.

Фантастика да и только! Пользуйтесь.

Не все пациенты знают о том, что медиатором при долгом ожидании записи к врачу или на обследование может выступить страховая компания.

Почему вообще возникло такое массовое явление как вечные ждуны талонов?

Можно бесконечно рассуждать о механизмах формирования тарифов на те или иные услуги в бюджетной медицине, но главная причина, по которой пациентам приходится долго ждать приема или обследования — тотальное недофинансирование государственного медицинского сектора здравоохранения и, соответственно, большое расхождение между реальными ресурсами и теми объемами задач, которые стоят перед медучреждениями.

А если средств не хватает, приходится маневрировать — экономить. Вот, и выбирают — на зарплате слишком не поэкономишь, потому что начнется бегство кадров или бунт. На обязательных препаратах и расходных материалах тоже — придут проверяющие и оштрафуют, хотя и на этом тоже экономят. Что же делать? Приходится выдавать врачам указания на лимит тех или иных исследований. Медработникам говорят: «Вот у тебя такой-то объем номерков на месяц», даже несмотря на то, что нормативной базой установлен максимальный срок ожидания пациентом анализов, простых и сложных исследований, объясняет сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.

— В России бюджет государственных медицинских учреждений формируется не по отдельным статьям расходов. Нет, к примеру, отдельной твердой статьи зарплат, отдельной статьи коммунальных услуг, медикаментов и расходных материалов, так же как нет отдельной твердой статьи расходов на проведение анализов и исследований или закупку недорогого оборудования.

Финансируется только отдельная оказанная услуга.

Таким образом, да, конечно, теоретически при формировании тарифов за услугу по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) должны учитываться все виды расходов, должна быть структура формирования тарифа. Де-факто эти тарифы в значительной степени оторваны от реальной себестоимости.

Иными словами, прописанная стоимость той или иной услуги занижена в разы по сравнению с экономически обоснованной. Когда экономист и главный врач планируют расходы медучреждения, они вынужденно прописывают заниженные цифры, чтобы обеспечить в своей больнице минимальный набор услуг.

Конечно, встречаются принципиальные пациенты, которые знают о сроках, в течение которых должны быть проведены анализы или исследования. Но до реального постановления Росздравнадзора или Прокуратуры доходит редко, и, сопоставляя размеры возможных штрафов с суммами, сэкономленными при помощи номерков, администрация делает очевидный для себя выбор.

Сложнее складываются взаимоотношения медучреждений со страховыми компаниями. Страховая может проводить как плановые проверки — по фактам уже оказанных услуг, так и по конкретным жалобам пациентов. И если страховой компании удаётся доказать, что срок оказания услуги был затянут, пропущен, то выделенные на эту услугу средства отзывают, а сотрудники страховой еще получают с этой удержанной суммы свой процент в качестве награды за выявленное нарушение. Получается, что по услугам, оказанным с нарушениями, больница работает вхолостую.

Таким образом, страховые компании прямо заинтересованы в возвращении части сумм. На деле, конечно, эти проверки превращаются в рутину — можно формально придираться к медкартам, к врачам, и удержанные суммы еще больнее бьют по недофинансированным больницам.

Контролеры в лице страховых компаний должны по идее биться над качеством оказания медуслуг. Но, к сожалению, то, что происходит на практике — нечто иное. Да, страховые компании помогают отстоять интересы отдельных пациентов. Администрации больниц в ручном режиме разруливают вопрос.

Но системно это проблему с очередями не решает.

"