Posted 4 августа 2023,, 08:07

Published 4 августа 2023,, 08:07

Modified 4 августа 2023,, 10:56

Updated 4 августа 2023,, 10:56

Другого пути нет: почему нельзя полностью защитить Крымский мост от водных дронов

Другого пути нет: почему нельзя полностью защитить Крымский мост от водных дронов

4 августа 2023, 08:07
Боновые заграждения, которые установлены для защиты Крымского моста от украинских морских дронов, не перекрыли весь Керченский пролив, поскольку морской трафик там остановить невозможно.

Как известно, после двух украинских атак на Крымский мост российские социальные сети и СМИ недоумевали: почему нельзя защитить это сооружение боновыми заграждениями? К примеру, политик из Новороссии Олег Царев писал в своем канале: «Почему в годы Второй мировой войны наши отцы и деды массово использовали боновые заграждения для защиты портов и бухт? Почему у нас не получилось защитить Каховскую дамбу и не получилось защитить Крымский мост?».

Казалось бы, чего проще: натянуть трос и мост защищен. Ан, нет!

Справка: Боновые заграждения — тяжелая металлическая сеть, перекрывающая по глубине всё водное пространство, в пределах которого могут пройти подводные лодки. На противолодочных боновых заграждениях крепятся подрывные патроны, разрушающие корпус подводной лодки при попадании ее в сеть. Ставятся в проливах в узких местах и на фарватерах, ведущих в базы и порты. Широко применялись в годы 2-й мировой войны.

«Боновые заграждения стоят по сравнению с заменой пролета моста сущие гроши. Надежное и недорогое средство. Интересно, почему до сих пор они не установлены? Кто-нибудь может это объяснить?» — вопрошал политик.

И вот наконец, его голос и другие голоса были услышаны, и Крымский мост дополнительно защитили противодиверсионными боновыми заграждениями. Поставили ограждения, которые не дадут пройти надводным беспилотникам. Это самое простое, дешевое и надежное решение — боны с сетями из тросов — появились только после двух атак.

Правда, теперь смущает другой аспект. Оказывается, что оградить Крымский мост на всей его протяжённости планируется лишь в перспективе. То есть сейчас он прикрыт не весь.

Другой политик, полковник Виктор Алкснис написал по этому поводу:

«Разве с выходом российской группировки на побережье Азовского моря и превращением его во внутренней море РФ существует крупный морской траффик из Черного моря в Азовское и наоборот? Неужели нельзя временно полностью прекратить этот траффик и тем самым обезопасить Крымский мост хотя бы от ударов полупогружных дронов-камикадзе?»

Снизить пропускную способность Азовского моря невозможно

Оказывается, полностью Керченский пролив действительно перекрыть нельзя. И вот почему. По данным экспертов канала Moscow calling, пропускная способность российских портов в Азовском море в год составляет:

 — Ростовского — 26 млн. т, из них 7 млн. т нефтепродуктов;

 — Азовского — 11 млн. т, транспортировка нефтепродуктов не осуществляется;

 — Таганрогский — 3 млн. т, транспортировка нефтепродуктов не осуществляется.

Для сравнения, пропускная способность крупнейшего порта РФ на Черном море — Новороссийского, составляет 208 млн. т. Казалось бы, можно достаточно легко перенаправить трафик Азовского моря в Чёрное, а Керченский пролив перегородить боновыми заграждениями, в стиле Первой мировой войны, защитив Крымский мост от атаки морских беспилотников?

Но проблема состоит в том, что из этих 208 млн. т 161 млн. т составляют нефтепродукты, и только 38 млн. т сухие грузы, в первую очередь зерно, остальное — стандартные контейнеры, и для обработки 33 млн. т грузов из Азовского моря надо увеличить его пропускную способность вдвое.

Это единственный водный путь из Центральной Азии в Средиземное море

Эксперты канала «Доктор отраслевых наук» добавляет к этой картине еще более важные детали:

«Черноморско-Азовский проход это не только вопрос Азовских портов, которые сложно заменяемые ввиду структуры провозных мощностей (и такая ситуация у нас и на ж/д транспорте, где 85% вагонов предназначены для перевозки насыпных или наливных грузов — полувагоны и цистерны, а для перевозки контейнеров мощностей не так много, почему и мало конкуренции автотранспорту со стороны ж/д).

Вопрос тут ещё и Волго-Донского транзита, а это, извините, вообще единственный водный путь во всю Центральную Азию, которая, например, критически зависит от него в плане проектных перевозок (всякое тяжёлое и негабаритное оборудование), выхода Казахстана и Туркменистана в Средиземное море. Да, по Волго-Дону как по всем внутренним водным путям России могут ходить только суда под Российским флагом, но это вопрос решаемый.

Тем не менее, закрытие прохода в Азовское море больно бьёт по среднеазиатским соседям России. Также там плотно завязаны и интересы Турции. Например, несколько лет назад крупнейшая турецкая логистическая группа Imisk — заходила даже со своими инвестициями на Волго-Дон для обслуживания именно Центрально-Азиатского транзита. И это не единственные турки, которые там сидели и наверняка ещё сидят.

В общем, Керченский пролив перекрыть будет не так просто. «Друг Эрдоган» наверняка будет звонить по телефону. И не только… Впрочем, выбора особо и нет, видимо России придётся решать проблемы в Черноморском геополитическом регионе своими силами. Долго держать закрытым пролив не получится».

"