Posted 29 июля 2023,, 12:23

Published 29 июля 2023,, 12:23

Modified 29 июля 2023,, 12:32

Updated 29 июля 2023,, 12:32

«Мы все теперь собаки Павлова!» Зачем зрители идут смотреть «Барби»?

«Мы все теперь собаки Павлова!» Зачем зрители идут смотреть «Барби»?

29 июля 2023, 12:23
Борис Локшин
Фото: Соцсети
Благодаря массовой маркетинговой кампании этой голливудской картины, которая стоила дороже самих ее съемок, создателям удалось убедить огромное количество людей ее посмотреть.

Борис Локшин, культуролог (США)

Недавно группа молодых интеллектуалов обратилась ко мне с вопросом: зачем я ходил на фильм Барби. А некоторые из них даже поставили вопрос шире: как мог, как посмел я, будучи носителем мужских первичных, а также и вторичных половых признаков, пойти на этот фильм? Мне легко на это ответить: ни одно кино за последние много лет на заставила меня столько думать. Ни одно кино не заставило меня так ужаснуться. И ни одно кино не поставило передо мной столько вопросов, которые я уже много дней безуспешно пытаюсь разрешить. Вот хотя бы некоторые из них.

Мне непонятно, почему Гретта Гервиг. Никто не спорит: она симпатичная актриса и талантливый режиссер. Но как так получилось, что еще со времен ее роли в Francis Ha, она стала для огромного количества людей воплощением какой-то вечной женственности, святой Софии и вообще символом всего хорошего, милого, беззащитного, женского против всего плохого, хищного, патриархального, мужского. Как это удалось суперпривилегированной и суперпрошаренной белой тете?

Мне непонятно почему Барби. Как известно, изобретательница Барби, Рус Хэндлер, впервые увидела маленькую пластиковую куклу в купальнике с торчащими сиськами и туфлях на высоких каблуках в 1959-м году в немецком секс-шопе. Она украла идею и стала успешно продавать ее американским девочкам. Так возникла компания Маттел, которая завоевала мир своим сисястым болванчиком. И почти сразу же она стала, по вполне понятным причинам, объектом ненависти всех феминисток на земле. Тем не менее, я сомневаюсь, что даже эта ненависть сейчас так уж актуальна. Во всяком случае, для первого мира. Пусть меня поправят, но я не помню, когда в последний раз я видел девочку с этой куклой в руках. Мне кажется, что большинство тех женщин от 20 до 40, которые сейчас одеваются в розовое и заполняют кинозалы росли не с Барби, а с Тамагочи или с чем-то в этом роде. Так что же такое с ними случилось, что они вдруг все и сразу нашли себя в этом пластиковом антифеминистском символе?

Мне непонятно, что такого духоподъемного люди находят в беззубом монологе Америка Феррера о трудностях женщины в современном мире, переписанного из одной из миллиона корпоративных методичек, с сохранением всей корпоративной лексики и риторических ходов. И почему сотни таких же монологов в сотнях других фильмах, мотивировочных речах селф-хелп-книжках и тед-толках не производили такого впечатления. Большинство из них были лучше и убедительней. Каким образом эта туфта перепрограммировала барби, запрограммированных на патриархию, если к ним это точно не имело никакого отношения, я тоже не понимаю.

Я не понимаю, как можно было политизировать эту довольно-таки невнятную муру. Как можно было устроить так, что те, кому этот фильм не нравится, автоматически превращаются в фашистов и мизогинов, и поэтому лучше даже рта не раскрывать, чтобы не связываться.

Я не понимаю, о чем вообще этот фильм. Сейчас десятки, нет сотни культурных критиков разного пола пытаются придумать для него месседж. Но в этом фильме нет месседжа. Это означающее без означаемого. Это забор, на котором написано слово из трех букв, а за ним даже не дрова. За ним голые пластиковые пупсы с сиськами фирмы Маттел. Миллионы и миллионы пластиковых пупсов с идеальными, в представлении немецкого мужика конца 50-х годов фигурками. Это очень страшно.

Да нет, если честно, то я отлично все понимаю. У этого фильма маркетинговый бюджет превышает стоимость съемки. Последние годы показали, что если правильно организовать массовую маркетинговую кампанию, то людей, в особенности активных пользователей социальных сетей легко убедить в чем угодно. У людей вырабатываются позитивные рефлексы на означающее. Как у собаки Павлова. Для собаки Павлова звон колокольчика обозначал еду. Помните, звенел колокольчик, и у собаки текла слюна. Этот фильм каким-то образом обозначает трудную женскую судьбу, борьбу с патриархией, матриархат, женское равноправие, нехорошие корпорации, хорошие корпорации, Трампа, Байдена, конфликт в Украине, борьбу за аборты, и миллион всего хорошего против всего плохого. Мы все теперь с вами в той или иной степени собаки Павлова. Надо уже, наконец, это признать.

"