Posted 8 июня 2023,, 13:21

Published 8 июня 2023,, 13:21

Modified 8 июня 2023,, 13:23

Updated 8 июня 2023,, 13:23

Biology Letters: динозавры могли обладать способностью к непорочному зачатию

8 июня 2023, 13:21
Фото: Lida Xing
На эту мысль ученых навел первый в своем роде случай, когда самка крокодила после 16 лет в одиночестве отложила кладку яиц. Детеныши так и не появились, но проведенный генетический анализ показал, что самка произвела яйцеклетки без участия самца.

В журнале Biology Letters появилась публикация биологов-эволюционистов из Технологического института Вирджинии, которые обнаружили у крокодилов способность к «непорочному зачатию». Как сообщается в исследовании, в 2018 году одинокая самка острорылого крокодила (Crocodylus acutus), содержавшаяся в неволе в течение 16 лет и все это время не общавшаяся с самцами, отложила кладку яиц. Детеныши так и не появились, но проведенный генетический анализ показал, что самка произвела яйцеклетки без какого-либо участия самца. Этот процесс известен как непорочное зачатие, или партеногенез, сообщает Science Alert.

То, что на партеногенез способны не только птицы, но и крокодилы, натолкнуло ученых на мысль, что подобными же репродуктивными способностями обладали и их предки динозавры. Дело в том, что современные крокодилы и птицы принадлежат к архозаврам — группе организмов, к которой относятся, например, нептичьи динозавры и птерозавры.

Партеногенезом называется форма бесполого размножения, при которой самки животных, которым для размножения обычно требуется сперма самца, могут делать это без спаривания. Они могут хранить сперму годами, как это умеют рептилии, или просто объединить две свои клетки и получить эмбрион.

Случаи непорочного зачатия зафиксированы у 80 с лишним видов позвоночных, в том числе ящериц, змей, акул и скатов. В основном к этому прибегают животные, содержащиеся в неволе. Первоначально предполагалось, что на это идут самки, которые не могут найти себе самца, например в ситуации, когда популяция находится на грани вымирания. Позже оказалось, что все не так просто, поскольку к партеногенезу иногда прибегают и самки, контактирующие с фертильными самцами.

Изучение мертворожденного потомства крокодила показало, что у матери и детенышей практически идентичные генотипы. Это значит, что произошел автомиксис — процесс, при котором яйцеклетка с материнскими хромосомами слились с полярными тельцами, образующимися при производстве яйцеклеток. Получающееся в результате потомство представляет собой почти клон матери.

Оригинал исследования можно прочесть в журнале Biology Letters.