Posted 26 мая 2023,, 18:41

Published 26 мая 2023,, 18:41

Modified 26 мая 2023,, 18:43

Updated 26 мая 2023,, 18:43

Встреча в Кремле между Ильхамом Алиевым, Николом Пашиняном и Владимиром Путиным

Уставшие от войны: Армения и Азербайджан на пути к мирному договору

26 мая 2023, 18:41
Фото: armtimes.com
Встреча в Кремле между Ильхамом Алиевым, Николом Пашиняном и Владимиром Путиным
Мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым в присутствии канцлера Германии и президента Франции уже 1 июня. Вчера в Москве в присутствии российского президента главы кавказских государств объявили о судьбе Нагорного Карабаха.

Елена Петрова

За витиеватой дипломатической формулировкой «о признании территориальной целостности» скрывается объявление о том, что Армения отказывается от своих претензий по Арцаху. Нагорный Карабах переходит под юрисдикцию Азербайджана.

Битва за Арцах проиграна, и по этому поводу в армянском обществе есть консенсус, как бы громко ни кричали сторонники «вечной войны» до победного  конца. Собственно, именно на этом – закончить тридцатилетнюю трагедию – Никол Пашинян и пришел к власти. Тридцать лет назад в стране жило предчувствие победы: еще немного, и мы сможем восстановить историческую справедливость и вернуть Арцах в Армению. Но военные успехи не превратились в политические. В конце 90-х армяне могли бы договориться с азербайджанцами о статусе Нагорного Карабаха – но не захотели. Историк Алексей Макаркин напоминает, что Азербайджан был тогда достаточно слаб, хотя и поднимался на нефтяных доходах. Но армяне  хотели сохранить все, что было завоевано. Сейчас это уже невозможно.

С президентом Алиевым все более или менее понятно. Он получает то, за что воевал его отец тридцать лет назад.  Сын с помощью денег, правильного партнерства – с Турцией, с ее военной помощью – именно там проявили себя хорошо знакомые сейчас российским войскам в Украине «Байрактары» - смог добиться всего. Теперь он будет определять условия мирного договора.

После проигранной войны 2018-2020 года у президента Пашиняна остается одна, но плохо выполнимая задача: добиться какой-никакой, хотя бы на бумаге, но  автономии для Степанакерта. Армяне говорят о 100 тысячах своих собратьев, которые останутся жить в Карабахе. Азербайджанцы уже сейчас называют другую цифру: после поражения 2020 года из коренного населения осталось не больше 30 тысяч человек. Помимо принципиальной позиции азербайджанских властей – никакой автономии никому, будь то таты, аварцы или лезгины – неизбежно возникнет вопрос о гражданстве проживающих в Карабахе армян. Так что передачей контроля над территорией дело не ограничится. Со вчерашней встречи в Кремле просочились слухи не только о том, что обсуждалось за закрытыми дверями, но и как это происходило. Встреча длилась 20 минут, чинно было только в самом начале. Потом трехстороннее обсуждение превратилось в перепалку Алиева и Пашиняна, которую прекратил и не сразу Владимир Путин.

Но у азербайджанцев тоже остается один неурегулированный территориальный вопрос – Нахичевань, где на территории Армении компактно проживают азербайджанцы. Алиев мечтает проложить туда Зангезурский коридор, чего категорически не хотят армяне.

Российские миротворцы охраняют сейчас другой коридор – Лачинский, связывающий Армению и Арцах. Очевидно, что после передачи НК Азербайджану их миссия закончится по желанию Алиева. Как говорят в Баку, до 2024 года русские могут остаться, а дальше все. Ильхам Алиев не скрывает, кого он считает своим главным партнером. И это  явно не Россия, а Турция.

Но  Пашинян тоже озвучил возможность выхода своей страны из ОДКБ. В Армении есть достаточное количество людей, которые чувствуют усталость от дружбы с  Россией и хотят найти другого союзника. Однажды такая ситуация уже была: президент США Вудро Вильсон захотел взять Армению под свое покровительство, но из этого ничего не вышло. Мало похоже на то, что , например, Эммануэль Макрон захочет более близкой дружбы с армянами, чем она есть сейчас. Кроме того, в Гюмри располагается сейчас российская военная база, и она там останется.

Наблюдатели говорят о том, что даже если мирный договор будет подписан, его реализация займет годы. Дорога к миру будет долгой.

А что же Россия? Россия признает территориальную целостность обеих республик. Признает же она территориальную целостность Грузии. С одной оговоркой -  в тех границах, которые она сама считает правильными.

Ара Абрамян, Президент Всемирного Конгресса армян, Президент Союза Армян России:

"Происходящее в Армении, начиная с 2018 года, направлено не только на вытеснение из Армении и региона России, но и армян и всего армянского. Где сегодня армяне, некогда составлявшие большинство населения Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджанской ССР? Куда делись оставленные там могилы наших предков? Где сегодня армяне перешедших к Азербайджану районов Нагорно-Карабахской автономной области? Где армяне, благодаря созидательному труду которых десятилетиями строился и развивался Баку? Где армяне Сумгаита? О каких гарантиях безопасности говорит премьер Армении? Чьим гарантиям он верит? Где так называемая «эпоха мира», которая должна была наступить, по мысли властей Армении, после подписания трехстороннего документа по итогам 44-дневной войны?"

Эльмар Гусейнов, кандидат исторических наук, журналист-международник:

"Пашинян требует гарантий и при этом требует особого статуса. Это просто другие слова. Он требует гарантий для армянского населения, а гарантии для армянского населения всё равно, в представлении армянской стороны, превращаются в ту или иную форму автономии, чего категорически не приемлет Азербайджан и Алиев. Поэтому, другими словами, Пашинян требует другого. Эта позиция армянской стороны будет и дальше превалировать. Пашинян будет признавать, а потом говорить, что мы требуем вот этого. Трудно сказать, чем это закончится."

Алексей Макаркин, историк, политолог:

"Как будет вести себя армянское общество, в случае, если это произойдёт? Общества,  они такие – там всё непросто с общественными настроениями. Сегодня может быть один запрос, а завтра – другой. Сегодня запрос на окончание войны, скорее, мы уже не можем, а завтра, если появятся беженцы из НК, общество скажет, что это предательство. Как в своё время было с распадом СССР. Сначала люди не отреагировали, а потом поняли, что это всерьёз. И тогда, чем дальше, тем больше стало появляться желание всё переиграть. Люди стали вести себя по-другому, видеть в распаде СССР какой-то заговор.

С восприятием карабахской проблемы в Армении ситуация может быть сходной. Сейчас они хотят прекращения конфликта, а дальше начнут говорить, что их обманули, будут требовать переиграть."

"