Posted 22 мая 2023,, 08:44

Published 22 мая 2023,, 08:44

Modified 22 мая 2023,, 08:46

Updated 22 мая 2023,, 08:46

Ростовский спрут. Кто держит дорожную отрасль ключевого региона юга России

Ростовский спрут. Кто держит дорожную отрасль ключевого региона юга России

22 мая 2023, 08:44
Фото: 1MI
Президент России нелестно высказался о дорогах в Ростовской области. В регионе годами нарушают антимонопольное законодательство на дорожных контрактах и не дают развиться конкуренции.

Чиновники, ответственные за дороги в Ростовской области продолжают генерировать скандалы. Арбитражный суд региона подтвердил претензии антимонопольщиков к Минтрансу. Ведомство учили в том, что чиновники укрупняли закупки на содержание дорог, из-за чего победу одерживали конкретные участники.

Как рассказали в пресс-службе УФАС по Ростовской области, министерство транспорта региона объявило два электронных аукциона на общую сумму 3,5 млрд рублей. Потенциальная подрядная организация должна была выполнить 54 вида работ одновременно в 14 районах и 34 населенных пунктах области. Указанные в документации дороги находятся друг от друга далеко и не являются частью одной дорожной системы. Справиться с таким объемом работы сразу может только крупная компания, что сразу отсекает более мелкие организации, которые могли бы выполнять работы локально в одном-двух районах, но существенно дешевле.

По расчетам ФАС, исполнить укрупненные контракты могли только две организации: «Ростовавтодор» и «Тацинское ДСУ», а большая часть подразделений этих компаний располагается именно в районах, где требуется проведение работ.

Разразился другой скандал с участием ФАС, дорожных чиновников и подрядчика «РостовАвтоДор», руководителем которого ранее был нынешний министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев.  Арбитражный суд Москвы оставил в силе штрафы, назначенные УФАС «РостовАвтоДору» и ООО «Строитель» за ограничивающее конкуренцию соглашение. Судом установлено, что в сентябре 2022 года компании договорились не снижать цену на 53 аукционах, котоыре были проведены с 2017 по 2020 годы. Закупки проходили в том числе при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Общая стоимость этих госконтрактов составила 1,9 млрд рублей. За заключение картельного сговора на подрядчиков наложены штрафы в размере более 228 млн рублей.

Список картельных скандалов вокруг ростовских дорожников можно продолжать долго. Упоминания требует и свежее заявление антимонопольной службы, которая нашла нарушения в закупке работ на строительство дороги из Ростова до границы ДНР. Стоимость контракта составила 2,8 млрд рублей. Один из потенциальных участников торгов обратил внимание на жесткие требования, которые чиновники предъявили претендентам – они должны иметь портфель уже выполненных контрактов на сумму более 14 млрд. Пройти такой отбор под силу только крупным монополистам. А на днях в Азовском районе Ростовской области чиновники объявили тендер на содержание дорог за 77,5 млн рублей, при этом они не указали фронт работ. Сейчас по этому факту проводится проверка.

 

Кто держит дороги в Ростовской области?

 

Только этой весной в регионе, на который сейчас возложена особая ответственность, произошло несколько скандалов с распределением бюджетных средств на дороги. Почему это происходит? Наблюдатели упоминают имена министра транспорта Ростовской области Владимира Окунева и семьи дорожного магната Павла Рогачкина. О них регулярно пишут как местные, так и федеральные СМИ.  По данным издания "Октагон", в 2020 году в Ростове-на-Дону появилась фирма «Т-Транс». Она сразу же выиграла порядка 20 аукционов Минтранса. Основателем успешной фирмы стала 73-летняя пенсионерка Лариса Куц, которая являлась совладелицей еще более 20 предприятий. Их основная деятельность – строительство и ремонт дорог. Часть компаний в последствии отошла зятю Куц – Павлу Рогачкину, некоторые предприятия по сей день находятся в ведении Ларисы Куц. ФАС неоднократно выявлял картельные сговоры с участием дорожных предприятий, принадлежащих одной семье. Клан занимался дорожным бизнесом с начала нулевых, но расцвет бизнеса начался с 2020 года, когда на пост министра транспорта Ростовской области пришел Владимир Окунев. Он пришел на эту должность из дорожного бизнеса.

«Известно, что в период с 2017 по 2020 год, когда Окунев возглавлял «РостовАвтоДор», которым сейчас активно интересуется ФАС, тогда было проведено множество незаконных процедур. Сейчас министерство отдает «жирные» дорожные контракты, даже несмотря на все репутационные риски», - говорит источник в Минтрансе Ростовской области.

Последние пару лет, несмотря на все трудности, с которыми столкнулась страна, так же дали почву для размышлений контролирующим органам.  Так в 2021 году Министерство транспорта региона провело несколько любопытных электронных конкурсов. Например, контракт на ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения на сумму 1,1 млрд был распределен без снижения начальной цены с единственным участником – «РостовАвтоДор». Ранее этой компанией руководил нынешний министр транспорта Владимир Окунев.  В том же году другой контракт на 1,1 млрд ушел «Т-Транс», снижение составило 0,09%. Вторым участником торгов стала компания «Ростовское ДСУ». Оба предприятия связаны с Павлом Рогачкиным. По данным базы СПАРК, "Т-Транс" в данный момент  принадлежит Рогачкину, "Ростовское ДСУ" принадлежало ему до 2021 года, сейчас единственным владельцев числится Лариса Куц. Тоже произошло с закупкой на 1,6 млрд. Победило «Т-Транс», конкуренцию ему «составляло» ООО «Ростовское ДСУ». В прошлом году тренд продолжился: дорожный контракт на сумму 1,2 млрд рублей ушел к единственному частнику «Т-Транс», снижение составило 0,001%. Очевидно, что конкуренция в закупках на дорожные работы в Ростовской области отсутствует как явление.

 

Жалобы и недовольство

 

Возможно, эта неприглядная картина, не так бросалась бы в глаза, если дороги действительно хорошо содержали. Тем более, что никаких скидок подрядчики бюджету не делают и получают свои миллиарды сполна. Но ростовчане и жители страны, которые вынуждены проезжать регион в сторону черноморских курортов ничего доброго о качестве дорог, увы, сказать не могут.

Согласно последним исследованиям РИА Новости, в соседнем Краснодарском крае, который принимает тысячи туристов и путешественников, ситуация обстоит в разы лучше. Край, где более 80% автомобильных дорог отвечают нормативным требованиям, занял третье место в рейтинге. А Ростовской области выделили лишь 30-ю позицию – одну из худших в Южном Федеральном округе.

В минувшем апреле, для ростовского Минтранса прозвучал тревожный сигнал: недовольство дорожным хозяйством региона озвучил президент Владимир Путин. Во время поездки на Донбасс президент прокатился и по ростовским дорогам. 

«Там не только проехать, там и пройти скоро будет невозможно. Во-первых, узко все, во-вторых, там дороги практически нет. Я даже не знаю, как там частный транспорт проезжает. Потому что часть транспорта, спецтранспорт, легковые машины идут именно в объезд от основного пункта пропуска. Там невозможно проехать, там нужно срочно навести порядок», - заявил Владимир Путин.

Поможет ли прямое внимание президента на дорожную отрасль Ростовской области, как-то изменить ситуацию – покажет время.

"