Posted 8 мая 2023,, 15:19

Published 8 мая 2023,, 15:19

Modified 12 мая 2023,, 11:41

Updated 12 мая 2023,, 11:41

Кто и куда может улететь по льготным авиабилетам

Цены на авиабилеты снова растут. Как успеть улететь и не разориться

8 мая 2023, 15:19
Фото: fb.ru

Кто и куда может улететь по льготным авиабилетам

«НИ» выяснили, что цены на авиабилеты выросли с начала года на 20%. Эту цифру мы получили, сравнив данные Росстата за январь-май 2023 года. Надежда лишь на льготные билеты, которые субсидирует государство. Разбираемся, кто и куда может улететь за государственный счёт, и хватит ли мест всем желающим.
Сюжет
Цены

Мария Соколова

Поступающие от правительства новости вызывают тревогу. О возможном росте цен на билеты в летний период на 15-30% 18 апреля заявил со ссылкой на авиакомпании замминистра транспорта Игорь Чалик. Он объяснил это дефицитом госсубсидий. Но уже 19 апреля Чалик сделал другой прогноз — подорожание на 5,3% за год. На этот раз он сослался на Минэкономразвития. А министр экономического развития Максим Решетников, ссылаясь в свою очередь на данные ФАС, в начале мая спрогнозировал рост цен на 10%.

Вот такая весёлая чехарда. Минтранс ссылается на авиакомпании и Минэк, а Минэк — на ФАС. Все хотят уйти от ответственности, и никто не даёт собственных оценок. На кого же теперь сошлются антимонопольщики? 

Но пока ещё есть шанс улететь и не разориться. Для этого надо найти субсидируемые билеты: часть стоимости перелёта оплатит государство. Программы поддержки пассажирских авиаперевозок в России можно разделить на три основные части: субсидирование региональных перевозок в обход Москвы, льготы для отдельных категорий граждан и «плоские» тарифы от «Аэрофлота».

Дешёвые авиабилеты в регионы

Лететь из сибирских городов в отпуск на Кавказ или из Новосибирска в Челябинск через Москву долго, дорого и не удобно. Но раньше такие крюки были в порядке вещей. Сами авиакомпании добровольно летать напрямую в небольшие и удалённые города не хотят: продавать дешёвые билеты не выгодно (большого спроса быть не может, а содержать персонал, склад запчастей и нести прочие расходы необходимо), а дорогие и вовсе никто не купит. Сплошные убытки. Государственные субсидии в теории должны бы решить эту проблему.

Ещё в прошлом году Росавиация утвердила перечень льготных маршрутов на 2023 год, которые связывают регионы в обход Москвы. И набралось таких маршрутов целых 308. Среди них есть как очень короткие, которые можно преодолеть на маршрутке (самый короткий Новосибирск — Барнаул — всего лишь 195 км), так и протяжённые (самый протяжённый Новосибирск — Анадырь — 4895 км).

Экономия на билетах. Сравнение цен на перелеты по России

По данным Росстата средняя стоимость перелёта эконом-классом на 1000 км по состоянию на 5 мая 2023 года составляет 6403,16 рублей. Исходя из этих данных можно предположить, сколько примерно стоили бы билеты в один конец в рыночных условиях, и сколько люди потеряют в случае отмены субсидий.

Как видим, без субсидий доступность авиабилетов катастрофически упадёт. Но именно этот тип поддержки правительство отправило под нож! По плану на облёт Москвы в 2023 году должны были направить 9 млрд рублей. Однако теперь принято решение сократить субсидии на 17% - до 7,5 млрд рублей.

Это ударит не только по людям, но и по регионам. Дешёвые билеты позволяют поддерживать туристический потенциал. Поэтому почти всегда более 50% субсидии оплачиваются за счёт регионального бюджета. Так, например, Вологодская область оплачивает 51% субсидии на маршрут Санкт-Петербург — Вологда, а Дагестан — на маршрут из Надыма в Махачкалу.

В 2022 году была похожая ситуация: запланировали выделить 9 млрд рублей, но потом что-то пошло не так, средства перераспределили на другие цели, и осталось только 7,8 млрд рублей. Воспользоваться этим предложением смогли 2,7 млн человек — это менее 2% от всего населения России. В этом году, наверняка, таких счастливчиков будет ещё меньше: совокупное сокращение программ поддержки уже привело к отмене 10612 рейсов, 4947 из них приходится на труднодоступные регионы.

Кому доступны льготные авиабилеты в 2023 году

Программа для особых льготных категорий работает иначе: она, наоборот, охватывает ключевые направления, связывающие крупнейшие города России. И Москва тут не исключение. Хотите купить билет из Москвы во Владивосток по льготной цене? Тогда вам придётся проверить, попадаете ли вы в особую категорию льготников.

Куда можно улететь по льготным билетам

Льготников уже не ограничивают исключительно региональными маршрутами. Всего разработано 154 маршрута, из них 21 для жителей ДФО и 6 для отдыхающих в «Океане» детей. Льготные тарифы охватывают большинство маршрутов между самыми крупными и популярными городами.

Выгода по льготным тарифам получается ещё более существенная, чем на субсидируемых региональных маршрутах. И здесь уже не надо гадать, какая выходит экономия: льготные билеты продаются параллельно с билетами за полную стоимость.

Не удивительно, что люди видят такую разницу в цене, и тут же бегут скупать билеты. Правительству даже пришлось ввести ограничение: не более 4 билетов на одного льготника в год. Народ не останавливают даже сложности оформления — авиакомпании необходимо предоставлять документальное подтверждение права на льготу.

Результат ажиотажа — дефицит льготных билетов. Льготные билеты для дальневосточников из Владивостока и Хабаровска в Москву на ближайшие даты закончились ещё в первой половине апреля — уже тогда ближайшей датой вылета было 17 июля. Все июньские билеты из Читы в Сочи тоже были раскуплены в апреле.

Это обычная ситуация, повторяющаяся из года в год: субсидируемые билеты заканчиваются, пропадают из продажи на месяц-другой, потом авиакомпании вновь начинают их продавать. Когда поступят билеты в продажу — неизвестно, людям приходится постоянно мониторить сайт авиакомпании (не у всех есть возможность дистанционно принимать подтверждающие льготы документы), либо обивать пороги их офисов. Особенно отличился «Аэрофлот» с многочасовыми очередями за льготными билетами

Плоские тарифы в 2023 году

Есть своя программа стимулирования авиаперевозок у группы «Аэрофлот» - это «плоские» тарифы из Москвы во Владивосток, Камчатку, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Калининград. Это просто билеты по фиксированной цене, которая не зависит от даты вылета и прочих факторов. Так, билет в одну сторону Москва-Владивосток на рейс «Аэрофлота» стоит 17000 рублей, а билет туда-обратно — 28400 рублей.

Игорь Чалик утверждает, что «Аэрофлот» теряет на «плоских» тарифах порядка 9 млрд рублей в год. Альтруизм? Как бы не так! Во-первых, господдержка пассажирских авиаперевозок в прошлом году составила рекордные 100 млрд рублей. «Аэрофлот» получил почти 26 млрд из них. В этом году объём совокупной поддержки ещё не определён, но «Аэрофлот» явно обделённым не останется. К тому же авиакомпания проворачивает хитрые схемы с программой лояльности. Сначала нацпер сделал программу лояльности с начислением милей доступнее и понизил порог перехода в более высокие классы «Серебряный», «Золотой» и «Платиновый» примерно на 20%, а потом взял и никого не предупредив, девальвировал бонусные мили. Теперь для полёта в Бангкок требуется списать в 2 раза больше миль (120 тыс. вместо 60 тыс.), для Турции потребуется в 4 раза больше миль (40 тыс. против 15 тыс.).

На данный момент субсидии авиакомпаниям охватывают только зимний период. И оцениваются они в 25,3 млрд рублей — в 4 раза меньше прошлогодних. Решение о продлении субсидий и выделении дополнительных денег государством ещё не принято. Какие-то деньги наверняка найдут, ведь полная отмена субсидий вызовет транспортный коллапс. Но в любом случае авиакомпании, как это уже не раз случалось ранее, воспользуются задержкой в финансировании и снова поднимут стоимость билетов. О чем и предупреждают, ссылаясь друг на друга, нерешительные чиновники. Рост цен на 20% за первые четыре месяца года — это только начало, и никакие госпрограммы его не остановят. Так что авиабилеты скоро станут еще дороже.

"