Posted 3 мая 2023,, 13:05

Published 3 мая 2023,, 13:05

Modified 3 мая 2023,, 13:07

Updated 3 мая 2023,, 13:07

Ученые выяснили, почему Эверест скрежещет по ночам

3 мая 2023, 13:05
Фото: earth.com
Как оказалось, резкие перепады температуры приводят к тому, что лед сжимается и трескается.

Международная группа исследователей под руководством Евгения Подольского, гляциолога из Центра арктических исследований Университета Хоккайдо, выяснила причину одной особенности самой высокой вершины мира – грохота и скрежета, который Эверест издает по ночам. Об этом вспоминают все альпинисты, побывавшие там: как только солнце заходит, с высокогорных ледников, окружающих вершину, доносятся жуткие звуки.

Чтобы выяснить причину какафонии, ученые отправились в экспедицию в Непальские Гималаи, сообщает Earth.сом. После недельного пешего перехода исследователи достигли ледниковой системы Тракардинг-Трамбау, разбили там лагерь и в течение трех недель вели свои наблюдения. Альпинист Дейв Хан, который был проводником экспедиции, описал происходящее у Эвреста по ночам как «обрушивание льда и камней в разных местах по всей долине». Грохот был таким сильным, что, по словам Хана, мешал спать.

Исследователи установили датчики для измерения вибраций внутри ледника – это та же самая технологии, которую используют для определения магнитуды землетрясений. Проанализировав сейсмографические данные и сопоставив их с информацией о температуре и ветре, исследователи нашли подтверждения тому, что ночные звуки были связаны с экстремальными холодами, перепадами дневных и ночных температур и в целом с изменениями климата.

В исследовании, опубликованном в журнале Geophysical Research Letters, ученые пишут, что «местный лед очень чувствителен к высоким темпам изменений». По мере того как планета нагревается из-за глобального потепления, льды тают, приводя к обширной сейсмической активности.

Гималаи – один из самых крупных запасников льда на Земле, однако ледниковый покров здесь тает с огромной скоростью. За последние 40 лет ледяной массив в регионе таял в 10 раз быстрее, чем за предыдущие 700 лет. Вообще же за последние несколько сотен лет гималайский лед потерял около 40% своей площади. Этого достаточно, чтобы поднять уровень мирового океана на 0,92-1,38 миллиметра.