Posted 6 апреля 2023,, 07:58

Published 6 апреля 2023,, 07:58

Modified 6 апреля 2023,, 08:00

Updated 6 апреля 2023,, 08:00

Слишком мало общечеловеческого: почему Китай не станет сверхдержавой

Слишком мало общечеловеческого: почему Китай не станет сверхдержавой

6 апреля 2023, 07:58
Сабиржан Бадретдинов
Фото: Соцсети
Каких бы успехов Китай ни добился в экономике, он никогда не сможет добиться культурного господства в мире, а без этого невозможно стать ведущей сверхдержавой.
Сюжет
Власть

В связи с грядущей китаизацией России и отлучением российского зрителя от Голливуда, возникает немаловажный вопрос: почему китайские фильмы не популярны в мире, несмотря на то что пекинское правительство тратит огромные деньги на их распространение? А ведь кино играет колоссальную роль в продвижении тех или иных культурных ценностей, от которых напрямую зависит степень влияния государства в мире.

Не секрет, что китайцы испробовали все возможные рецепты успеха: выпускали оригинальные фильмы на основе своей древней истории, копировали голливудские блокбастеры, создавали совместные проекты с участием приглашённых из Голливуда звёзд, использовали современные футурологические темы – и всё равно ничего не получается. Мировой зритель не хочет смотреть китайские фильмы, разве что узкий круг эстетов с удовольствием смотрит так называемое «авторское кино» из Поднебесной.

Американский журналист Сабиржан Бадретдинов называет главную причину такого положения дел:

«Причина не в том, что китайские актёры или режиссёры не талантливы (напротив, талантов в Китае хоть отбавляй), а в том, что в китайских фильмах нет общечеловеческих ценностей, тем, мотивов. Точнее, они есть, но они неизбежно преломляются сквозь призму чисто китайского мироощущения. Да и цензура, конечно же, не способствует международной популярности китайских фильмов.

Поучительна история взаимоотношений Голливуда с китайским кинематографом.

В 1990-х годах, вследствие некоторой либерализации культурной жизни при Дэн Сяопине, в Китай хлынул поток американских фильмов. Их успех был огромным. Например, один лишь фильм Titanik (1997) получил почти треть всех доходов от продажи билетов в Пекине. В целом, в 1990-х годах, западные фильмы составляли примерно 70% от всей кинопродукции в Китае.

Это всполошило китайских руководителей и был принят закон, по которому две трети всех фильмов в стране должны быть отечественного производства. Но народ ходил на них неохотно.

Американские продюсеры, опасаясь потери огромного китайского рынка, начали продвигать идею совместных кинофильмов. Такими фильмами стали Seven Years in Tibet (1997), Kundun (1997) и Red Corner (1997). Но оказалось, что эти фильмы в некоторых деталях противоречили китайским идеологическим установкам о Тибете, Далай Ламе и китайской политике в Тибете. Появились обвинения американских кинематографистов в «демонизации Китая».

Голливудские толстосумы снова всполошились и поспешили публично извиниться перед китайскими властями, пообещав, по сути, ввести самоцензуру. Так они и сделали. Например, в фильме Red Dawn (2012) китайские солдаты должны были захватить американский город. После жалоб китайских цензоров, вместо китайских солдат были показаны северокорейские. В фильме Top Gun: Maverick (2019) с куртки персонажа Тома Круза были удалены флаги Тайваня и Японии. И так далее.

Цензура подорвала свободу творчества голливудских режиссёров и привела к падению популярности американских фильмов в Китае. Например, фильм Zootopia (2016) провалился в китайском прокате. То же самое произошло с совместным китайско-американским фильмом The Great Wall (2016).

Несколько лет спустя после прихода к власти Си Циньпиня в 2013 году чисто американские фильмы практически перестали показываться в Китае. Атмосфера ультра-патриотизма и национализма, насаждавшаяся при нём, стала мотиватором для создания патриотических (точнее, откровенно анти-американских) китайских фильмов, таких, как Wolf Warrior (2015) и Wolf Warrior 2 (2017), которые имели огромный успех в Китае, но довольно скромный успех за границей - и то в основном за счёт китайской диаспоры и огромной финансовой помощи государства в рекламе фильмов. (Для сравнения: американское государство, как правило, не участвует в продвижении или рекламе американских фильмов).

Судя по всему, китайские фильмы никогда не завоюют мировой рынок. Они слишком идеологизированы и слишком «китайские». В них мало общечеловеческого. Поэтому, каких бы успехов Китай ни добился в экономике, он никогда не сможет добиться культурного господства в мире. А без культурного господства Китай никогда не сможет стать первой или ведущей сверхдержавой. Ведь для этого нужно то, что американцы называют «мягкой силой» (soft power), которая является важнейшей частью культурного доминирования в мире».

"