Posted 31 марта 2023,, 10:09

Published 31 марта 2023,, 10:09

Modified 31 марта 2023,, 10:11

Updated 31 марта 2023,, 10:11

Растения «кричат» от стресса, просто мы их не слышим, обнаружили биологи

31 марта 2023, 10:09
Фото: Rachen Buosa / EyeEm via Getty Images
Звук похож на хлопки, которые издает лопающаяся пленка из воздушных пузырьков.

Биологи-эволюционисты из Тель-Авивского университета обнаружили, что растения не так безмолвны, как нам кажется. При обезвоживании, подрезании ножницами и других стрессовых моментах они издают шквал отрывистых «криков», которые слишком высокочастотны, чтобы их могло воспринять  человеческое ухо. Если же привести эти звуки к доступному нам диапазону, они напоминают хлопки, которые издает пузырчатая пленка, когда она лопается, пишет Science Alert со ссылкой на статью в научном издании Cell.

Как говорится в статье, прошлые исследования показали, что в растениях, испытывающих стресс от засухи, происходит процесс так называемой кавитации, когда в ткани образуются и разрушаются пузырьки воздуха. При этом пузырьки издают хлопки, которые можно зафиксировать звукозаписывающими устройствами. Израильские ученые установили микрофоны рядом со здоровыми и подверженными стрессу растениями томатов (Solanum lycopersicum) и табака (Nicotiana tabacum). Стрессом был недополив или обрезание стеблей. Также на магнитофон записали горшки, в которых была только почва, – чтобы убедиться, что почва звуков не издает.

Оказалось, что здоровые растения обычно издают менее одного хлопка в час, а растения в стрессе – 11-35 в зависимости от вида растения и стрессогенного фактора. Самыми шумными были томаты, требующие воды: некоторые издавали более 40 хлопков в час. В ходе дополнительных экспериментов ученые также записали «крики» множества других растений, в том числе пшеницы (Triticum aestivum), кукурузы (Zea mays) и кактусов (Mammillaria spinosissima).

Микрофоны были расположены на расстоянии около 10 сантиметров от растений, но биологи предполагают, что млекопитающие и насекомые с чутким слухом могут слышать этот ультразвук на расстоянии 3-5 метров и реагировать на него. В будущем с помощью звукозаписывающих устройств и искусственного интеллекта можно было бы проводить мониторинг посевов, чтобы вовремя обнаруживать признаки обезвоживания или болезней.