Posted 23 марта 2023,, 10:10

Modified 23 марта 2023,, 10:12

Updated 23 марта 2023,, 10:12

Анализ ДНК волос Бетховена прояснил причины его смерти

23 марта 2023, 10:10
Бетховен весьма болезненно относился к тому, что его считали пьяницей. Новое исследование показывает, что в действительность его проблемы со здоровьем, скорее всего, были вызваны генетикой и гепатитом В.

Исследователи из Кембриджского университета провели генетический анализ волос Людвига фон Бетховена. Он показал, что у композитора не было отравления свинцом, как предполагалось ранее, и что его нездоровье не было вызвано алкоголизмом, сообщает NewScientist.

Бетховен родился в 1770 году. Лет с 25, по мере того как он становился все известнее, композитор терял слух, так что к 40 с небольшим почти полностью оглох. Кроме того, всю жизнь у него были проблемы с желудочно-кишечным трактом: боли и диарея. Он умер в 1827 году в возрасте 56 лет. Вскрытие показало серьезное повреждение печени, которая была «усеяна узелками размером с фасолину».

Кембриджские ученые изучили ДНК восьми прядей волос, предположительно взятых с головы Бетховена. В те времена локоны были типичным сувениром, так что существуют десятки прядей волос, якобы взятых с головы Бетховена. Исследователи изучили документацию каждой пряди, с помощью анализа ДНК определили их возраст, а затем сравнили все ДНК. В итоге пять прядей были признаны действительно принадлежащими композитору.

Изучив ДНК, исследователи обнаружили, что у Бетховена был высокий генетический риск заболевания печени. Этот риск был бы относительно умеренным, если бы не высокое потребление алкоголя. Эти данные в сочетании с отчетом о вскрытии позволяют предположить, что к смерти Бетховена мог привести цирроз печени. Кроме того, анализ ДНК показал, что у Бетховена был гепатит В – вирус, который также может вызвать повреждение печени.

Тристан Бегг, первый автор исследования, говорит, что Бетховен при жизни весьма болезненно относился к тому, что его считали пьяницей. «Мы точно не оправдываем его, но факт генетического риска и, возможно, гепатита В, хочу надеяться, сдвинет парадигму в сторону от его увлечения алкоголем, – говорит ученый. – Во всяком случае, для его нездоровья требовалось меньше алкоголя, чем мы предполагали ранее».

При этом исследователи не обнаружили никаких генетических факторов, которыми можно было бы объяснить желудочно-кишечные проблемы и глухоту Бетховена. Возможно, боли в желудке моги быть вызваны недостатком гигиены.

Предыдущие попытки секвенировать ДНК Бетховена по образцу волос привели к предположению, что он умер от отравления свинцом. Однако новые разыскания показали, что тот анализ был проведен с волосами женщины. Эти волосы, «прядь Хиллера», были предположительно срезаны с головы Бетховена на следующий день после его смерти музыкантом Фердинандом Хиллером. Новый анализ показал, что прядь на самом деле принадлежала женщине, возможно, ашкенази.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.