Posted 21 февраля 2023,, 13:48

Published 21 февраля 2023,, 13:48

Modified 21 февраля 2023,, 13:50

Updated 21 февраля 2023,, 13:50

Владимир Путин раздал задания на новый политический год

СВО - да, СНВ - нет: эксперты оценили обращение Президента к Федеральному собранию

21 февраля 2023, 13:48
Фото: Наталья Сейбиль / newizv.ru
Владимир Путин раздал задания на новый политический год
Сразу после обращения главы государства к депутатам и сенаторам эксперты начали дискуссию, что, как и почему заявил Владимир Путин в своем выступлении. Оно вышло менее жестким, чем опасались. Две особенно животрепещущие темы - новая мобилизация и закрытие границ - президент обошел стороной.

Елена Иванова, Наталья Петровская

Эксперты поделились впечатлениями от выступления главы государства и рассказали "Новым Известиям", какие темы они считают самыми важным в нынешнем президентском послании.

Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг":

- Президент в хорошей форме. Послание достаточно системное. Повторён нарратив, который уже был, отношений с Западом, причин начала СВО. Но при этом представлена достаточно амбициозная программа развития, в первую очередь, инфраструктурного. 
Концепция Анти-России - это не новая концепция, она уже неоднократно озвучивалась. Запад давно лепит из Украины анти-Россию, тут сложно поспорить. 

Фирдуз Алиев, управляющий директор по взаимодействию с экспертным сообществом Экспертного института социальных исследований о государственном Фонде помощи семьям погибших в СВО:

- То, что мы услышали от президента – большая, крупная задача, которая сейчас поставлена перед правительством, субъектами федерации, общественными организациями. Этот вопрос необходимо тщательнейшим образом проработать и правительству, и субъектам, и, возможно общественным организациям, как это должно всё функционировать и как это должно всё финансироваться. В этой части предстоит значительное экспертное обсуждение, общественное обсуждение, как-то организовать работу. В ближайшее время мы будем за этим пристально наблюдать и обсуждать. Если это фонд, то возможны разные формы финансирования: и от крупного бизнеса, и добровольные пожертвования, и, возможно, какое-то участие бюджетных средств в формировании этого фонда. Это всё предстоит обсудить. 
- Какой оптимальный вариант?
- Я думаю, так как это большая общественная задача, в том числе найти подобного рода инструменты, чтобы оправдать чаяния тех, кто пострадал, тех, кто, возможно, потерял своих близких, это должна быть широкая, комплексная работа.  Средства должны быть не только государственные, но и бизнеса или общества. 

Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) о модернизации ВС РФ:

- То, что касается обороноспособности и модернизации армии, сегодня стало значимой частью обращения  президента. Это понятно и логично в тех условиях, в которых находится страна,  и в этом смысле я бы обратил внимание на то, что всё, что касается обороноспособности – это безусловный приоритет, который будет обеспечиваться и ресурсно, и качеством управленческих решений, и опытом, который получила страна в течение этого года. 


Александр Асафов, политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» - о создании социальных лифтов для воевавших:

- Дело в том, что социальные лифты в различном изложении, различном применении для доказательства эффективности – это и упомянутый сегодня конкурс «Лидеры России», и «Лидеры возрождения», который проходит на новых территориях, и, например, то, о чём не так давно говорил Кириенко, о необходимых социальных механизмах для муниципальной власти. Конечно, в этом ключе, безусловно, как сказал президент, эти люди в любом случае станут опорой для власти и для всех других отраслей нашей жизни. Поэтому, конечно, это весьма своевременная и важная инициатива. 
- Это будет касаться каждого участника СВО?
- Если у него будет такое желание, он может воспользоваться этими механизмам. Я думаю, в ближайшее время они будут разработаны и каждый, кто имеет в себе эти амбиции и желания, сможет это сделать. 
- Помимо конкурсов лидеров, что ещё может быть? Какие перспективы у тех, кто будет принимать участие в программах?
- Самые широкие. Президент упоминал только два, но их же больше. Это и «Школа губернаторов», в формате которой обсуждалась «Школа мэров». Это различные конкурсы по линии  «Россия – страна возможностей», на платформе «Страны возможностей». Их много, конечно нет каких-то единственных форматов. 
Мне кажется, будут широкие социальные лифты и у всех, у кого есть таланты к подобной деятельности, они помогут. 


Дарья Кислицына, руководитель департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований  о новых инфраструктурных проектах:

- Все амбициозные инфраструктурные проекты, о которых говорил президент, конечно же успешно исполняются. Но мне кажется, что это был далеко не самый значимый и не самый большой блок в выступлении. Если говорить про инфраструктуру, там был больший акцент на восстановлении новых регионов. Это один тезис. И второй тезис – то, что наши инфраструктурные проекты и логистические проекты, которые открываются. В том числе, новые экономические рынки будут реализовываться. Про инфраструктурные проекты я эти два акцента услышала в первую очередь. 
Но для меня в послании больше было социальных вещей: основной акцент в том, что государство будет реализовывать свои социальные функции, новые обязательства, крайне важные новые инициативы, в первую очередь, фонд поддержки семей мобилизованных и тех, кто возвращается после СВО. Важно, что большая часть послания была про нормализацию жизни – про здравоохранение, ЖКХ, экологию. 

Станислав Корякин, политконсультант, член Экспертного совета Союза российских городов и Комитета по политическим технологиям РАСО о приостановке участия в договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ):


- Это будет некоторая пауза с той стороны, осмысляющая, что с этим делать. Хотя, по большому счёту, это в текущей ситуации скорее символический месседж, который фиксирует назревшее решение. Скорее всего, это будет  связано с развитием технологий в этой сфере на фоне идей по структурной перестройке промышленности, принятию управленческих решений, повышение качества свободы научной деятельности, о которой говорил президент. 
Наверное, появится какая-то активность в научно-прикладной сфере в этом направлении. 
- Что вы имеете в виду?
- Разработки, может быть, будут даны указания по возможному развитию технологий, потому что мы не планируем испытаний, но, судя по тому, что я услышал, до того, как будут соответствующие испытания на стороне наших западных партнёров, западного блока. Но, для того, чтобы это всё проводить, нужна научная база, нужны определённые технологические решения. Но чтобы до них дойти, надо посмотреть реакцию. Реакция западных стран будет, но когда, мне сложно сказать. 

Стратегическое наступательное вооружение – это ядерное вооружение. Возможно развитие и иных сфер, иных типов стратегического наступательного вооружения, но о чем говорил глава государства: мы не стремимся нападать. Речь идёт о сдерживании. Речь президента была построена на том, что наша страна находится в положении обороняющегося, защищающего свои интересы. Президент не говорил о нападении, инициативах, связанных с нападением. Фактически сейчас фиксируется, что в нашей стране нужно повышение эффективности во всех сферах для защиты интересов нашей страны. Стратегические наступательные вооружения, так называемый «Ядерный щит» - один из этих элементов. Но он не единственный. Фиксация того, что договор об СНВ потерял свою актуальность – просто фиксация в сложившейся ситуации, отношениях с коллективным западом. Поэтому этого стоило ожидать. 
Последствия этого решения может быть в разных сферах. Просто так вооружений не появляется. Этому способствует работа научных коллективов, модернизация промышленности. Это тоже влечёт за собой целый комплекс решений. Какими конкретно они будут – надо дождаться поручений. Но то, что обозначен вектор, то, что мы фиксируем интересы нашей страны, продолжаем отстаивать вопрос технологического суверенитета, повышения эффективности, мне кажется, это логичное продолжение сложившейся ситуации.

 

"