Posted 16 февраля 2023,, 11:01

Published 16 февраля 2023,, 11:01

Modified 16 февраля 2023,, 11:03

Updated 16 февраля 2023,, 11:03

Вопрос дня: кого должны благодарить уехавшие мастера культуры?

Вопрос дня: кого должны благодарить уехавшие мастера культуры?

16 февраля 2023, 11:01
Фото: Соцсети
Покинувших Россию музыкантов, писателей, художников громко обвиняют в неблагодарности, хотя благодарить должны именно их

Иван Зубов

События в Украине, как известно, обернулись не только глубокими внешнеполитическим и экономическим кризисом для нашей страны, но и не менее глубоким культурным. Не секрет, что страну покинули многие известные художники, музыканты, писатели и артисты. Оно бы ничего, поскольку России к такому не привыкать, она это проходила ровно 100 лет назад, когда страну покинул буквально многие деятели культуры. Но есть в этом и очень существенное отличие. На него обратила внимание литературный критик Елена Иваницкая, отметив весьма своеобразную логику, которую применяют отечественные патриоты в отношении покинувших страну «врагов» Они заявляют буквально следующее: «Родина или Россия дала, допустим, Кириллу Серебренникову или Алле Пугачевой, или Андрею Звягинцеву все, а они плюнули своему народу в глаза и уехали…». То есть вывод нужно сделать из этого такой: вот это «всё» – деньги, звания, имена на афишах и обложках, народную любовь и т.д. – забрать назад, а беглецов оставить ни с чем.

Между тем, 100 лет назад представить такое было немыслимо, и и по очень простой причине: деятели культуры практически никак не зависели от государства, не получали от него ни дач в Переделкине, ни квартир, ни миллионных гонораров за верную службу. Достоевский, допустим, едва сводил концы с концами даже несмотря на свою уже европейскую славу. Уж не говоря про других, менее известных писателей и художников. Деятелей культуры развратила именно Советская власть, поставив их в политическую зависимость от себя в обмен на сытую жизнь.

С кем вы, мастера культуры?

Любопытно в этой связи рассуждение литературного критика Ольги Бугославской:

«В ходе этого нехитрого рассуждения замечательны три аспекта, которые это рассуждение включает или подразумевает:

  1. Это не родина и народ должны быть благодарны Звягинцеву, Серебренникову, Туминасу, Крымову, Хаматовой… за то, что российское кино худо-бедно присутствовало на мировом экране, а в Москве была крутейшая театральная жизнь, и это не БГ, Макаревич (признан иноагентом в РФ- ред.)* и Земфира (признаны иноагентом в РФ - ред.)*, кому стоило бы сказать «спасибо» за то, что они, как могли, поддерживали уровень музыкальной культуры в стране, а всё ровно наоборот, это режиссёры, актёры, а заодно писатели, ученые, журналисты и т.д. должны были всю дорогу чувствовать себя в неоплатном долгу "за предоставленную возможность". То есть их достижения имеют ценность только для них самих и в их собственных глазах, в то время как все остальные - та самая родина и пресловутый народ - без кино, театра, науки и т.д. могли бы прекрасно обойтись.
  2. В принципе не существует ничего заработанного. Всё, что у вас есть, пожаловано вам с барского плеча и в любой момент может быть отнято. Включая признание и ту самую народную любовь, которую можно включить и выключить по приказу.
  3. «Искусство / наука / интеллигенция по-прежнему в большом долгу» и «должны служить народу». Служить = льстить. Если искусство вдруг начинает транслировать нечто такое, что народу, а на самом деле власти, слышать неприятно, то такое искусство нужно просто выставить за дверь, предварительно содрав со всех картин дорогие рамы…»

И действительно, как пишет Елена Иваницкая: «корни, истоки этого знакомы всем, кто прошел советское воспитание: партия тебе ВСЕ дала (вариант - советская власть тебе ВСЕ дала).»

Аналитик Владимир Сазонов добавляет:

«У нас все телеканалы – государственные, практически все фильмы не обходятся без госфинансирования. Многие карьеры именно что созданы бюджетом и допуском в экран. Нам нужен нормальный культурный рынок, когда всё искусство будет финансироваться потребителем, а не жителем-налогоплательщиком, которому вообще не нужны 9 из 10 мусорных фильмов.»

А блогер Андрей Макаров обращает внимание на культурное многообразие, которое теряет страна с отъездом многих творцов:

Мне не особо нравится творчество Земфиры* и Макаревича*, у БГ нравится кое-что избирательно, но их роль в создании полифонии, многообразии, контрапунктов. Она важна. Иначе мы скатимся снова в терминологии "дегенеративного искусства" и "правильного искусства". А это уже первый шаг сами знаете к чему…»

*признаны иноагентами в РФ

 

"