Posted 12 марта 2021,, 15:52

Published 12 марта 2021,, 15:52

Modified 7 марта, 13:45

Updated 7 марта, 13:45

Экосексуалам - быть: почему одной постройкой заводов мусорный коллапс не преодолеешь

Экосексуалам - быть: почему одной постройкой заводов мусорный коллапс не преодолеешь

12 марта 2021, 15:52
Мусор в России – острейшая экологическая и социальная проблема, переросшая в кризис еще в конце 2010-х. Мусорная реформа дает скромные результаты, поскольку фокусируется на переработке, то есть на борьбе с последствиями. Опыт Европы говорит: это провальный путь. Никакие заводы не угонятся за растущим потреблением.

Экосексуáл (англ. ecosexual) — неологизм, обозначающий человека с обострённым экологическим сознанием и ведущего особый образ жизни, предполагающий ответственное отношение к окружающей среде в повседневной деятельности.

Виктория Александрова

По официальным данным Минприроды, ежегодно в России образуется по 70 млн тонн твердых бытовых отходов, и каждый год их становиться больше на 3%. Перерабатывается всего 5-7%, остальное отправляется на захоронение или свалки. Только официальными инвентаризациями госорганов выявлено 340 объектов – свалок, представляющих угрозу жизни и здоровью 17 млн россиян.

В 2017 году в России стартовала «мусорная реформа», которая призвана снять остроту мусорного кризиса. Нацпроект «Экология» предусматривает переработку трети всех отходов к 2024 году. К 2030 году государство планирует сократить вдвое объем отходов, отправляемых на полигоны, следует из указа Президента РФ, подписанного в июле 2020 г. Для достижения этих целей повышены коммунальные сборы по утилизации мусора. Идеологи реформы в качестве выхода предлагают прививать гражданам культуру раздельного сбора мусора и строить заводы по переработке.

Спустя четыре года усилия ответственных чиновников, да даже сознательных граждан, однако, дают весьма скромные результаты, отмечают экологи. Более 90% отходов в России по-прежнему едут на полигоны. Легальных свалок в стране, к слову, намного меньше, чем несанкционированных.

Почему не удается эффективно решать мусорную проблему?

Эффективное решение – не только в развитии сортировочных и перерабатывающих мощностей, но и в предотвращении (снижении) отходообразования, считает гендиректор CHEP в России Андрей Писарцов:

«Во многом потому, что мы фокусируемся на борьбе с последствиями – наращиваем объемы переработки отходов. Гораздо важнее сначала поработать с причиной – снизить объем отходообразования. Ведь как бы ни развивались перерабатывающие мощности, им трудно успеть за ростом потребления и увеличением объема отходов».

Понятно, что законы капитализма, где конкурирующие участники рынков стремятся изобрести, выпустить и аппетитнее и красочнее упаковать свой товар, не изменить. И за короткий промежуток времени современного человека, которому всегда нужен пакет в супермаркете, не окультурить. Но все вещи можно использовать повторно, многоразово - и в этом направлении сейчас думает цивилизованный мир.

Экологам, зеленым активистам и так называемым "экосексуалам" хорошо известна формула 3R (reduce, reuse, recycle — сокращай, используй повторно, перерабатывай). Стратегия утверждена в рамках Директивы Евросоюза об обращении с отходами – предотвратить образование отходов и повторно использовать товар перед переработкой предпочтительнее их переработки. Перерабатываться должны только товары, потерявшие потребительские качества и те, что не могут больше вообще никак использоваться в дальнейшем.

Такой подход (reduce, reuse) сокращает расходы на систему обращения с отходами. Снижается нагрузка на перерабатывающую инфраструктуру, экономятся энергетические и трудовые ресурсы, так как использовать вещь повторно и вернуть ее в экономический оборот менее затратно, чем переработать или утилизировать.

В Евросоюзе положительный эффект от внедрения 3R-парадигмы доказан в цифрах. При росте экономики с 2004 по 2016 гг. суммарно на 21% (с 11,4 трлн евро до 13,8 трлн евро), отходообразование выросло лишь на 0,8% (с 779 млн тонн до 785 млн тонн, согласно данным Eurostat//Waste Statistics, 2016г).

Российские показатели образования отходов значительно превышают европейские показатели: за тот же период при росте экономики на 116% (с 591 млрд долл. до 1,27 трлн долл.) отходообразование выросло на 75% (с 400 млн тонн до 741 млн тонн).

В расчете на 1% роста ВВП, мы видим двадцатикратную разницу роста отходообразования между Россией и Евросоюзом.

Сколько вещей летит в мусорный бак вместо ремонта или сдачи в аренду?.. Переработка всех этих вещей – будь то пакеты, игрушки, электроника, мебель – требует транспортировки, энерго- и денежных затрат и трудовых ресурсов. Для повторного же использования нужно только создание удобных цифровых платформ, где физлица и компании могли бы оперативно предлагать товары в продажу/аренду/безвозмездный вывоз. Важной опцией таких платформ должны стать восстановление и ремонт б/у товаров, их доставка и возврат следующим пользователям.

Повторное использование позволяет не только снижать объемы отходов и выбросов, но и сокращать потребление сырья. В мире экономически зарекомендовала себя в этом смысле модель шеринга.

Пример эффективного использования шеринг-модели на отраслевом уровне - голландская Биржа обмена избыточными материалами Excess Materials Exchange (EME). Шеринг-платформа позволяет компаниям обмениваться излишними или вышедшими из оборота материалами, которые могут быть использованы повторно. Такой подход позволяет предотвращать отходообразование (Reduce) и использовать материалы повторно (Reuse). Уже на пилотном тестировании биржа смогла отладить обмен избыточными материалами для семи инфраструктурных компаний (включая строительные, девелоперские, железнодорожные), которые направили их для повторного использования другим участникам биржи. По итогам тестового запуска биржа спроецировала эффект от полноценного обмена избыточными материалами для их повторного использования (из расчетов на один год):

  • Снижение выбросов CO2 на 123 тыс. тонн;
  • 70 тыс. тонн предотвращенных отходов;
  • Снижение экологического ущерба на 54 млн евро.
  • Снижение затрат на утилизацию на 5,4 млн евро.

Похожая бельгийская платформа Werflink помогает продавать и обменивать излишние материалы и ресурсы в строительной сфере. Она была создана B2B шеринг-компанией FLOOW2 в 2018 г. при поддержке Фламандской строительной конфедерации, строительной компании BESIX и компании Circular Flanders. В результате рационального взаимоиспользования ресурсов у участников проекта значительно снизились расходы на материалы, и, само собой, объемы отходов и затраты на их утилизацию.

За два года к платформе Werflink присоединилось более 700 строительных компаний, было сэкономлено более 4 млн евро, предотвращенные выбросы в парниковых газов - более 5 млн тонн CO2.

По примеру Европы и в России пытаются развивать шеринг – это повторное или многократное использование товаров, тары, упаковки и даже … еды. Шерить можно всё, начиная с пельменей и борща, заканчивая дрелью, колясками, одеждой.

Фудшеринги - сервисы для распределения продуктов питания с подходящими сроками годности становятся все более популярным и эффективным способом снижения образования пищевых отходов во всем мире. С помощью приложений порции еды становятся более мобильными и в результате оказываются проданными с хорошей скидкой. Например, с 2016 г. благодаря фудшеринг-сервису TooGoodToGo было спасено более 55,1 млн порций из кафе и ресторанов в 12 европейских странах. Некоторые супермаркеты организовывают передачу продуктов и готовой еды нуждающимся безвозмездно.

С проблемой пластиковых пакетов и тары начинают бороться уже даже в странах третьего мира - вплоть до их полного запрета.

Австралийский сервис Boomerang Bags, например, сокращает количество пластиковых пакетов, отправленных на свалку. Его «сумки-бумеранги» работают как альтернатива одноразовому использованию. Те, кто не хотят брать пластиковый пакет для своих покупок, могут воспользоваться этой многоразовой сумкой, а затем вернуть обратно в любой из магазинов-партнеров сервиса. Благодаря Boomerang Bags объем отходов от пластиковых пакетов сократился на 182,8 тонн. В России аналогичную инициативу развивает Вкусвилл с 2019 г.

В мире набирает популярность такое движение как капшеринг. В России его развивает проект HappyCup. Капшеринг – это сервис, который предоставляет многоразовую кружку под залог. Покупатель может взять чашку напрокат и вернуть ее обратно после использования, а может оставить себе. Во втором случае залог не возвращается. Шеринг-чашка – отличная альтернатива одноразовым стаканчикам для кофе и других напитков. Этот сервис пользуется популярностью как среди организаторов фестивалей (например, «Усадьба Jazz»), так и среди кофеен (Буше). По оценкам проекта HappyCup, внедрение капшеринга на мероприятии позволяет сократить отходы от одноразовых стаканов на 65%.

Примером экономии ресурсов и предотвращения отходообразования в цепях поставок является внедрение системы пулинга (многоразование использование тары). Суть решения в том, что компания-пулер сдает, к примеру, паллеты в аренду компаниям-производителям для доставки товаров в розничные сети и впоследствии централизованно их забирает для ремонта и обслуживания, возвращая затем в повторный оборот. Пулинг позволяет продлевать срок службы тары в 4-5 раз.

По данным отраслевого издания Леспроминформ (2019г), ежегодно в России производится около 26 млн паллет. Для их изготовления требуется более 600 тыс. тонн древесины или около 1 млн взрослых деревьев. В среднем паллета, продаваемая розничным сетям либо производителям товара, используется два-три цикла (доставка товара от производителя до магазина и обратно), после чего её утилизируют.

По оценкам шеринг-кластера РАЭК и ТИАР-Центра, стопроцентный переход цепи поставок на сервисы пулинга в России, позволяет сократить потребление древесины, необходимой сегодня для производства паллет, на 80%, с 600 тыс. до 114 тыс. тонн, и экономить до 810 м3 древесины ежегодно. Такая экономия первичных ресурсов позволила бы снижать отходообразование на 486 тыс. тонн.

Приведенные примеры демонстрируют, какой ошеломительный эффект для снижения объема отходов дает следование принципам Reuse и Reduce и сведение к минимуму «одноразового потребления». Снижение отходообразования вместо попытки бороться с последствиями посредством сортировки и переработки мусора – вот какими приоритетами следует дополнить мусорную реформу в России, отмечают эксперты.

Возможности шеринга и многократного использования в России еще только входят в оборот, и неизвестно как приживутся в России, но совершенно точно ясно, что усилия в это русло окупятся многократно, и это точно лучше, чем гектары незаконных свалок или токсичных заводов, в буквальном смысле отравляющих жизни людей.

Прекрасная новость в том, что переход на принципы Reuse и Reduce не требует значительных государственных инвестиций. Нужны прежде всего стимулирующие меры, которые поощряли бы граждан и компании к использованию многооборотных решений, а также вводили бы экономические барьеры для одноразовых изделий. Европейский Союз идет именно таким путем, постепенно выводя из экономического оборота одноразовые пластиковые принадлежности (посуда, трубочки, палочки), контейнеры и даже картонные стаканчики.

Сверхпотребление и идущий следом мусорный коллапс – хороший повод каждому человеку и каждой компании – хоть микропредприятию, хоть корпорации остановиться и оценить экологический след от своего потребления и производства. Именно в перенастройке привычной модели – ключ к радикальному снижению отходов в нашей стране и в мире в целом. Никакая переработка не угонится за стремительными темпами использования одноразовых изделий и генерации отходов.

*По материалам статьи "Шерить, чтоб не загрязнять" А. Писарцова.

"